​Продолжение. Начало в «МП» №14

Приложение №1

Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-ком­пе­тент­ности учителя входят в принятые в конце 2000‑х гг. квалификационные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т. д.
Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями - базовый элемент педагогической ИКТ-ком­пе­тент­ности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.
ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-ком­пе­тент­ность учителя, в частности работу в ИС. Опыт подготовки учителей для работы по ФГОС в 2010-2011 гг. и последующих показывает реальность формирования профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности у абсолютного большинства учителей начальной школы крупного региона.

Профессиональная ИКТ-ком­пе­тент­ность
Профессиональная ИКТ-ком­пе­тент­ность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
В профессиональную педагогическую ИКТ-ком­пе­тент­ность входят:
    Общепользовательская ИКТ-ком­пе­тент­ность.
    Общепедагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность.
    Предметно-педагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность (отражающая профессиональную ИКТ-ком­пе­тент­ность соответствующей области человеческой деятельности).
В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Профессиональная педагогическая ИКТ-ком­пе­тент­ность
    Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-ком­пе­тент­ности учителей», 2011 г.
    Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.
    Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.
Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности педагога и ее оцениванию
Описание профессиональной педагогической ИКТ-ком­пе­тент­ности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ-ком­пе­тент­ности могут реализовываться и оцениваться (проверяться) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ-ком­пе­тент­ности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.
Компоненты ИКТ-ком­пе­тент­ности учителя
Общепользовательский компонент
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
    Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
    Клавиатурный ввод.
    Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
    Навыки поиска в Интернете и базах данных.
    Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
    Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
    Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
    Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
    Организации образовательного процесса:
- выдача заданий учащимся,
- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,
- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.
    Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:
- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
    Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
    Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
    Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
    Визуальная коммуникация - использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
    Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
    Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
    Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.
    Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
    Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
    Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видео­изо­бра­же­ний, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
    Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
    Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
    Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
- литературные тексты и экранизации,
- исторические документы, включая исторические карты
(все предметы).
    Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
    Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
    Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
    Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
    Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-ком­пе­тент­ности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например - начального).
Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.
Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.
Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-ком­пе­тент­ности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.
(Указанная модель реализуется в московском образовании при массовом переходе на ФГОС начиная с 2010 года.)