Актуальность мероприятия продиктована временем. «Меняется законодательство в сфере образования, например, новый Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обязательное дополнительное образование для педагогов, руководителей. Выполнять задачу по подготовке руководящих кадров для школ, в частности в нашей республике, необходимо и в связи с тем, что в регионе идет процесс обновления директорского корпуса», - поделилась председатель рескома Профсоюза работников образования и науки Антонина Коокуева. Она отметила, что общественные организации должны активно помогать государству, органам исполнительной власти в организации дополнительного образования учителей.
Напомним, что опыт проведения подобных мероприятий у рескома профсоюза уже есть, в августе республиканская организация провела первый форум молодых педагогов Калмыкии, в котором приняли участие учителя из разных уголков рес­пуб­ли­ки.
По мнению Антонины Ивановны, учиться искусству руководства коллективом надо даже опытным директорам школ, а уж молодым тем более. Об этом, кстати, говорили и сами участники мероприятия.

Зачем директору сотрудничать с профсоюзом?
На этот вопрос ответили руководители, много лет возглавляющие образовательные учреждения.
«В партнерстве с профсоюзом работать легче, потому что лидеры первичной профсоюзной организации, прекрасно знающие законы, всегда вместе с руководителем могут подробно разъяснить коллегам суть того или иного вопроса. И здесь речь идет не о «карманной» общественной организации, которая во всем соглашается с администрацией общеобразовательного учреждения, а о серьезном партнере, который имеет свою точку зрения, отстаивает ее и помогает руководителю», - считает заслуженный учитель РФ, директор частной начальной школы «Перспектива» Вера Манджиева.
Общаясь с молодыми руководителями, Вера Бадмаевна советует им изучать основы управленческой деятельности, так как руководить коллективом, основываясь на интуиции, нельзя: требуются крепкие знания.
«Я отношусь к профсоюзу как к надежному партнеру, который всегда помогает в решении социальных, правовых и других вопросов. Будучи директором, неоднократно обращалась в эту общественную организацию, и меня поддерживали, защищали мои интересы как педагогического работника в судебных инстанциях, - отметила заслуженный учитель РК, директор элистинской средней школы №3 имени Н.Г.Сергиенко Светлана Кукаева. - Считаю, что благодаря партнерству руководителей общеобразовательных учреждений и профсоюза, их взаимодействию с органами исполнительной, законодательной власти в нашей республике приняты важные документы о поддержке молодых учителей, о единовременной выплате им 50 тысяч рублей, о решении жилищного вопроса молодых сельских педагогов».
Светлана Вениаминовна призвала молодых директоров активнее сотрудничать с профсоюзом, чаще советоваться с профсоюзными лидерами в коллективах, прислушиваться к их мнению. И тогда девиз «Партнерство через понимание!» действительно воплотится в жизнь.

Как заинтересовать учеников и родителей
Форум продлился три дня. В его рамках прошла презентация общественной организации «Профсоюз и время». Участники посетили занятия «Проектирование новых моделей управления современным образовательным учреждением», «Управление качеством образования в условиях введения ФГОС», «Управление человеческими ресурсами», проведенные доктором педагогических наук, профессором Ростовского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования Ольгой Тринитатской и сотрудником этого же учреждения, кандидатом педагогических наук Еленой Чекуновой. Педагоги прослушали лекции сотрудников республиканского комитета профсоюза, государственного инспектора труда в РК Байрты Коженбаевой, заместителя министра образования, культуры и науки РК Андрея Онтаева.
«Молодых руководителей обучали креативно мыслить, писать программы развития общеобразовательных учреждений, знакомили с нормативными документами, - делится директор Первомайской средней общеобразовательной школы Приютненского района Артем Васильевич Михайлов. - Понравились занятия, проведенные представителями Ростовского ИПК, на которых был использован метод погружения в проблему. Учителя разделились на творческие группы, разработали и защитили свои проекты. Мы, к примеру, работали над темой «Управление развивающей средой общеобразовательного учреждения», очень важной для сельских школ, которые сегодня являются социокультурными центрами в населенных пунктах.
Мы еще раз убедились в том, что сегодня в свою деятельность нужно вовлекать детей, их родителей, жителей того или иного села, поселка, а для этого их надо прежде всего заинтересовать. Но каким образом? Необходимо презентовать, показывать свою деятельность, делать ее открытой, доступной. И для этого я, например, как директор должен делегировать часть своих полномочий не только заместителям, но и детскому самоуправлению, родительскому комитету, совету школы.
Другая группа участников форума пробовала правильно выстроить публичный доклад директора. Что обычно мы под­ра­зу­ме­ваем, говоря об этом документе? Некий отчет о деятельности школы за год, который выставляют на сайте школы. Но этот же публичный доклад может быть необычайно интересным - сопровождаться слайдами, кратким выступлением представителя детской организации о своей работе и даже небольшим концертом, если речь идет о творческом развитии учеников».
Директору Первомайской школы в публичном докладе, конечно, есть о чем рассказать и односельчанам, и тем, кто хотел бы узнать, как живет нынче это сельское общеобразовательное учреждение.
Школа, возглавляемая Артемом Михайловым, второй год участвует в республиканском проекте «Агрокласс как один из уровней профильного обучения». В этом учебном году десятый класс стал профильным - агротехническим, и школа получила новые тракторы, тележку, сеялку, плуг, культиватор и даже мобильный кабинет биологии с двенадцатью ноутбуками и интерактивной доской.
Здесь делают все, для того чтобы привить ученикам любовь к земле, сельскохозяйственному труду. Есть теплица, сад, пришкольный участок. Сейчас директор старается решить вопрос, связанный с передачей общеобразовательному учреждению земельного участка рядом с населенным пунктом.
Агрокласс сотрудничает с Калмыцким государственным университетом, побывавшие в гостях преподаватели подарили ребятам семена культур, которые помогут восстановить растительный покров пастбищ. Самое главное, считает Артем Васильевич, выпускники профильного класса смогут пополнить ряды студентов аграрного факультета, выберут профессии осознанно, и учиться в вузе им, знакомым с сельскохозяйственным трудом, будет намного легче, чем остальным.
По мнению Михайлова, полученные во время форума знания ему очень пригодятся уже в ближайшее время: 23 мая начнется комплексная проверка школы, в том числе и по вопросам соблюдения норм по охране труда.

От методологии - к практике
Актуальность форума подтверждают и другие его участники. В частности, директор лаганской средней общеобразовательной школы №3 Татьяна Мукабенова считает, что благодаря мероприятию появилась возможность познакомиться с коллегами из других районов и перенять их опыт. Для Татьяны Михайловны это важно, поскольку она лишь второй год руководит образовательным учреждением. А ранее она, учитель русского языка и литературы, была занята в муниципальной службе.
«Работая на форуме, мы поняли, что движемся в правильном направлении», - подчеркнула Татьяна Михайловна, рассказав о том, что в школе в соответствии с НСОТ утверждено новое положение об оплате труда. «Каждый месяц стимулирующую часть мы распределяем между учителями по итогам работы, это повышает мотивацию педагогов к эффективному труду», - делится она. Особенно директор благодарна представителям Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки кадров образования за хорошую научную базу.
«Получил здесь богатый опыт», - отзывается директор элистинской средней школы №10 Арслан Бадмаев. Работая над различными проектами, он оценил и потенциал своей школы, вступившей в федеральную программу «Доступная среда». По его словам, с первого сентября школа будет работать в рамках инклюзивного образования, обучать детей-инвалидов - слабослышащих и слабовидящих. Сейчас же идет подготовительный этап, и совсем скоро педагоги отправятся в Краснодар - посмотреть, как инклюзивное образование внедряют соседи.
«Порадовало, что форум был посвящен архиважной проблеме - управлению качеством образования в условиях инновационных изменений, - делится Ольга Гавриловна Тринитатская. - Представители профсоюза, органов исполнительной власти, молодые руководители и ученые постарались ответить на вопрос: что сделать для того, чтобы образование детей было более доступным и качественным? Участники форума рассмотрели особенности государственно-общественного управления, современного инновационного менеджмента в развивающей среде, способы развития партнерских отношений с органами госвласти, общественными организациями, бизнесом, законодательную базу по обеспечению модернизации общего образования, создания современной модели управления школой. Результатом работы стала защита проектов «Модель управления качеством образования в условиях инновационной школы», «Модель государственно-общественного управления с учетом типа общеобразовательного учреждения» и других.
Восхищена работой председателя рес­пуб­ли­канс­кого комитета профсоюза Антонины Ивановны Коокуевой, председателя профсоюзной организации работников образования Элисты Владимира Николаевича Бадмаева. Приятно удивила выстроенная система партнерства профсоюза и Министерства образования, культуры и науки Калмыкии, директоров школ. Понравилась высокая мотивация руководителей общеобразовательных учреждений, их умение работать в творческих группах, двигаясь от постижения методологии к практике, что дает потрясающие результаты».
«Очень благодарна рескому профсоюза работников образования и науки за проведение мероприятий, на которых мы можем вместе обсудить различные вопросы», - отметила во время закрытия форума вице-премьер - министр образования, культуры и науки РК Лариса Васильева.
«Форум прошел успешно, откликнулись все директора школ с небольшим стажем. Они понимают, что общения друг с другом посредством сети Интернет им, живущим в разных населенных пунктах, недостаточно, нужен живой диалог для обмена опытом. И такой диалог состоялся», - считает Антонина Коокуева.
Форум знаменателен и тем, что объединил, пожалуй, самую энергичную, талантливую молодежь в сфере образования, укрепил сотрудничество директоров школ, профсоюзных организаций и органов управления образованием. По итогам мероприятия участникам вручены сертификаты и благодарности за активную работу на форуме.

Элиста