Лидия ВОРОБЬЕВА, председатель первичной профсоюзной организации Кулундинской открытой (сменной) общеобразовательной школы:
- В школе работают 33 человека, все - члены профсоюза. Казалось бы, можно успокоиться, но только не нашему профкому. «В единстве - сила!» - под таким девизом работают администрация и профсоюзный комитет школы. Справедливость этих слов мы подтверждаем совместными делами. Заключаем коллективный договор, предусматривающий для работников расширенные в сравнении с Трудовым кодексом льготы, ежегодно составляем социальный паспорт коллектива, который является показателем истинного положения коллег и позволяет корректировать условия коллективного договора. Содержание коллективного договора определяют постоянный диалог и профсоюзное давление. А чтобы это влияние было существенным, необходимо максимальное представительство работников в профсоюзной организации. И люди должны это знать и понимать.
Мы вместе и в радости, и в горе. Всем попавшим в трудную жизненную ситуацию оказываем материальную помощь. Поздравляем и поощряем коллег в связи с приятными событиями. Бывает и так, что человек не нуждается в тех «услугах», которые может предоставить ему профсоюз. Это нормально, и за такого человека можно только порадоваться. Однако никто не застрахован от негативных ситуаций. Профсоюз - своеобразная страховка на тот случай, если что-то в жизни пойдет не так.
Становится традицией проведение профсоюзных новогодних утренников для детей. В школе действует спортивная секция для педагогов. Участвуем в ежегодной районной спартакиаде, занимаем призовые места. В зимнее время выезжаем на лыжную базу. Такие мероприятия не только способствуют оздоровлению работников, но и сплачивают коллектив. Поэтому не случайно в последние годы мы побеждаем в различных конкурсах. Стали лауреатами районного и краевого конкурсов на лучшую первичную профорганизацию. В 2010 году директору школы Петру Алексеевичу Лещенко, первому в районе, присвоен статус социально ответственного работодателя Алтайского края. В этом есть и наша заслуга. Слаженность в работе, взаимная ответственность администрации и коллектива - вот залог успешной деятельности.

Любовь ГУКОВА, директор Кулундинской средней школы №3:
- Социальное партнерство - основа основ нормальных трудовых отношений. Для того чтобы в коллективе царила доброжелательная, творческая обстановка (а только при таких условиях можно ожидать хорошей отдачи от работников), нужно все вопросы решать цивилизованно, находя компромиссы, достигать согласия.
В Кулундинском районе совместная работа с профсоюзом начинается с разработки трехстороннего соглашения. Являясь председателем муниципального совета по развитию образования, я принимаю в его подготовке активное участие. Иногда приходится прямо указывать на нежизнеспособность какой-то нормы, иногда биться за определенные поправки. Почему такое пристальное внимание? Соглашение - отличная основа для разработки коллективных договоров, которые касаются каждого из нас. Только через него можно реализовать обязательства работодателей по созданию сотрудникам нормальных условий труда, а также дополнительные гарантии и льготы, повышающие социально-экономический статус работников.
С введением НСОТ решение многих значимых вопросов легло на плечи руководителя образовательного учреждения. Это сейчас все стало понятнее. А что было вначале? Ошибки, обиды, недопонимание… Сколько сразу пришлось разрабатывать и принимать локальных нормативных актов, касающихся начисления заработной платы! Разве можно такую ответственность брать только на себя, единолично решать проблемы и конфликты?
Сегодня без подписи председателя первичной профорганизации в нашей школе не работает ни один документ: вместе распределяем нагрузку, разрабатываем положение о доплатах и стимулирующих выплатах. Сначала пришлось объяснить, как формируется фонд оплаты труда, на какие составляющие делится. Зато теперь я спокойна, у меня есть надежный помощник.
К сожалению, есть руководители, которые открыто или исподтишка ведут антипрофсоюзную деятельность, принуждают работников выходить из профсоюза, нарушая законодательство, не дают развиваться профсоюзной организации. Чтобы противостоять этому, у первичек только один путь - создать условия для сплочения коллективов, наращивать свою численность. Уважать себя заставить!

Галина КРАСНИЦКАЯ, директор Шимолинской средней школы Благовещенского района:
- Почему-то в агитационных профсоюзных материалах принято противопоставлять работников руководителю учреждения: «профсоюз защитит от незаконных действий работодателя», «в одиночку нельзя бороться с работодателем»... Да, приходится кого-то сокращать, уменьшать нагрузку, лишать премии. Да, не всегда действия директора приносят по объективным причинам положительный результат. А потом не стоит забывать, что и у нас, директоров, за плечами многолетний профсоюзный стаж.
Думаю, что речь не должна идти о противостоянии. Наоборот, надо пропагандировать товарищеские отношения, основанные на взаимовыручке, знании и соблюдении законов.
Наша школа небольшая - 140 детей и 30 работников. Коллектив сплоченный, все у нас пополам, как в семье: счастье и горе, успехи и неудачи, обиды и прощения. Наверное, самый большой плюс нашей профорганизации - это стопроцентное членство и взаимоподдержка. Причем членство добровольное, а поддержка надежная и постоянная.
Председатель профорганизации принимает активное участие в разработке и принятии важнейших локальных актов, затрагивающих интересы работников. Члены профкома заинтересованы в создании благоприятных условий труда, в организации досуговой деятельности.
Директор школы призван делать все возможное, чтобы работникам было комфортно и удобно. А профсоюз должен быть помощником в реализации этой работы. Именно помощником, а не тем, кто будет, не рассуждая, выполнять все требования или, наоборот, только критиковать, ничего не делая.

Татьяна МОЛОЖАВАЯ, председатель первичной профсоюзной организации специальной (коррекционной) школы-интерната Ключевского района:
- Два года назад на момент избрания меня председателем профорганизации в ней состояло 29 человек, сегодня - 59, что составляет 82 процента работников.
Как нам это удалось? Во-первых, каждый сотрудник в коллективе должен знать, какие льготы и преимущества дает вступление в профсоюз. Через такие формы работы, как собрания, индивидуальные беседы, наглядная агитация, он получает такую информацию. На протяжении всего учебного года ведется разъяснительная работа, ориентированная на сравнительный анализ, позволяющий оценить преимущества обладателя профсоюзного билета.
Во-вторых, выявляем социально значимые и наиболее острые проблемы в коллективе, принимаем участие в их разрешении, а затем информируем коллег о достигнутых результатах. Широко освещаются итоги реализации заключенного в школе коллективного договора.
Главный «аргумент» тех, кто не хочет вступать в профсоюз: жалко ежемесячно платить профвзносы. Но их немалая часть останется в бюджете первичной организации и будет работать на определенного человека, на то, чтобы профком добился, сохранил и контролировал выполнение льгот, гарантий и компенсаций, перечень которых составляет несколько страниц колдоговора, а также соглашения по охране труда, которое «весит» десятки тысяч рублей.
Профком в меру своих сил осуществляет контроль соблюдения работодателем требований законодательства по охране труда: обеспечены ли работники средствами коллективной и индивидуальной защиты и спецодеждой, каково состояние санитарно-бытовых помещений; выполняется ли график проведения медицинских осмотров.
Работники нашей школы знают, что в трудную минуту поддержку в виде безвозмездной материальной помощи или беспроцентной ссуды они получат только от профсоюза. Что 40‑процентную скидку на санаторно-курортную путевку им обеспечит только профсоюз.
На членские взносы осуществляется контроль соблюдения трудового законодательства через правовую инспекцию труда крайкома профсоюза, специалисты которой выявляют множество нарушений, выдают представления, обязательные к исполнению работодателями. Оказывают бесплатную юридическую помощь, участвуют в судебных процессах, защищая интересы работников и их семей.
Я убеждена, что, став членом профсоюза, человек останется в нашей большой и дружной семье, потому что с нами надежно, выгодно и интересно!

Геннадий КРЯЧКО, председатель первичной профорганизации Асямовской основной школы Бурлинского района:
- В школе работают 17 человек, все члены профсоюза. Право работников на защиту их интересов реализуют профком, комиссия по охране труда и комиссия по трудовым спорам. Профсоюзный комитет и директор школы заключают Соглашение по охране труда, в котором оговариваются мероприятия по своевременному проведению инструктажа, обучению работников технике безопасности, обеспечению их спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. В прошедшем году согласно Соглашению приобрели в столовую холодильник, реконструировали санузел, в кабинетах заменили напольное покрытие, установили раковины и нагреватели.
Над новым коллективным договором трудились около месяца. Удалось убедить работодателя включить в него следующие положения: предоставление отгулов за работу в течение учебного года без больничного не только педагогам, но и техническому персоналу, за подготовку победителей олимпиад, за участие в профессиональных конкурсах, за подготовку школы к учебному году.
Каждый работник, оказавшийся в сложной ситуации, может рассчитывать на материальную поддержку. Мы с умом тратим профсоюзные деньги, стараемся системно заниматься вопросами оздоровления коллег и их детей. Так, в прошлом году мы смогли добавить к профсоюзной скидке на санаторно-курортную путевку для педагога пять процентов, а на детскую - двадцать пять процентов. Всего профсоюзная компенсация на взрослую путевку составила 55 процентов и 50 процентов - ребенку.
Коллектив школы каждый год участвует в районной спартакиаде работников образования, где занимает призовые места в различных видах спорта и в общем зачете.
К счастью, мы не знаем, что такое произвол работодателя. С директором школы у нас надежные партнерские отношения, поэтому все трудовые споры и возникающие проблемы решаем вместе. Главная наша задача - поддержать человека при аттестации, при составлении графика работы, отпусков, расписания уроков, распределении нагрузки, сокращении.
Предметом особой заботы профкома является участие в распределении учебной нагрузки на новый учебный год и подготовке Положения об оплате труда. Знаю, что некоторые руководители часто не приглашают профком на предварительное комплектование, а председатель профкома на этом и не настаивает - зачем лишние хлопоты? Советую коллегам: не подписывайте документы без обсуждения с членами профсоюзного комитета, придайте значимость этому вопросу. Скажете, что занимаемся бумаготворчеством? Нет! Учитесь уважать закон сами и требуйте уважения к организации, которой вы руководите, и в целом к профсоюзу. Ответ должен быть только один: так положено по закону.
В условиях масштабных преобразований в отрасли власти и руководителям образовательных учреждений не следует дистанцироваться от профсоюза. Мы можем влиять на ситуацию, если власть будет нас слышать и вести с нами заинтересованный диалог. И как следствие будет обеспечен социальный мир и повышение эффективности работы образовательных учреждений, а за этим - и повышение качества образования.

Алтайский край