Пройдя в своем развитии ряд этапов, сегодня профсоюз стоит на пороге очередного качественного роста.
Многие исследователи профсоюзного движения отмечают, что, пережив распад СССР и двадцатилетие рыночных реформ, профсоюз менялся вслед за обществом с небольшой временной задержкой.
Отсюда ряд проблем с переходом на новые рельсы, запоздалая реакция на некоторые социальные вызовы, как следствие снижение авторитета и возможности выполнять свои задачи.
Однако, на наш взгляд, в последние годы наметились позитивные тенденции, которые могут быть развиты в ближайшее время (например, в течение 8 лет) и которые к 2020 году должны помочь завершить строительство профсоюза нового образца, адекватного современным реалиям.
Каким нам видится профсоюз-2020? Он видится нам современным.
Так получилось, что кадровый состав профсоюзного актива в начале 2000‑х годов во многом остался неизменным с советских времен. Соответственно даже новые люди, которые приходили в руководство профсоюза в это время, усваивали и транслировали методы и подходы к работе того, советского профсоюза.
Одновременно с этим накапливалась критическая масса тех, кто видел профсоюзную работу по-новому. На сегодняшний день, как нам кажется, эта критическая масса достигла уровня, необходимого для того, чтобы сделать профсоюз современным, то есть соответствующим своему времени.
Что мы вкладываем в это понятие?
Прежде всего использование современных технологий общения, передачи информации.
Основа деятельности любой общественной организации - коммуникация, процесс передачи информации. Наверное, каждый профсоюзный работник не раз слышал от членов профсоюза: «Мы ничего не знаем о работе профкома, до нас не доходит информация». Если профсоюзный актив хорошо осведомлен о том, какая работа проводится, то рядовые члены профсоюза интересуются этим не в первую очередь. В этой связи необходимо использовать универсальные средства доведения информации: телевидение, Интернет, печатные СМИ. По телевидению нет практически никакой информации о том, что такое профсоюз, как он работает, в каком состоянии он пребывает. Безусловно, делать, к примеру, тематическую передачу о профсоюзе не лучший вариант, вряд ли такая программа будет иметь рейтинги. Необходима скрытая реклама, например, в форме участия профсоюзных лидеров в популярных ток-шоу, аналитических передачах, дискуссиях, даже развлекательных передачах - тех, которые смотрят люди. Но для этого необходимы «спикеры» - люди, которые могут представлять профсоюз в медиапространстве и привлекательно, интересно о нем рассказывать. Если к 2020 году пригласить на рейтинговое ток-шоу кого-то из профсоюзных лидеров будет так же естественно, как приглашать политиков, звезд шоу-бизнеса или артистов, тогда каждый житель страны будет иметь представление о том, что такое современный профсоюз.
Мы наблюдаем, как началось освоение профсоюзом интернет-пространства. Наш конкурс - яркое тому подтверждение. Наличие сайтов, групп в социальных сетях у первичных, областных организаций - это не вопрос перспективы, это то, что должно было появиться еще вчера. Ближайшая задача - появление популярных блогеров из числа профсоюзных активистов, которые могли бы влиять на формирование мнения интернет-пользователей. Может быть, это не совсем корректный пример, но если организаторам массовых демонстраций в декабре 2011 года удавалось мобилизовать большие группы людей на выполнение нужных им задач, то профсоюз тоже может это делать. Но простой призыв прийти на демонстрацию в Интернете не сработает. Нужна работа по формированию общественного мнения, а для этого необходимы специально подготовленные люди - пропагандисты нового образца, управляющие массами.
В отношении печатных СМИ скажем, что доверие к газетам и журналам будет иметь тенденцию к снижению, а к 2020 году она только усилится, тем более что большинство газет уже издается в интернет-формате. Может быть, только для отдельных социальных групп (не активных пользователей Интернета) и жителей отдаленных поселков газета сможет быть источником информации. Но локальные печатные СМИ, например профсоюзная газета университета, останутся актуальными.
Очень важным мы считаем использование современных технологий работы.
С начала 2000‑х годов в нашей стране вырастают поколения людей, качественно отличающиеся от людей, живших в Советском Союзе. Главное отличие - постепенное формирование чувства внутренней свободы, ценности личности и определенной уверенности в своих силах и способностях. Такие люди способны к коллективным действиям по защите своих прав, они в меньшей степени боятся за свое будущее в конкретной организации, потому что знают, что смогут найти применение своим знаниям и умениям. Именно на таких людей должен опираться профсоюз-2020. Если в начале прошлого века люди шли в профсоюз от безысходности, понимая, что они либо отстоят свое право на нормальную заработную плату, либо просто погибнут, то в начале этого века люди могут идти в профсоюз, потому что хотят договариваться с работодателем о том, на каких условиях они готовы работать.
Это та целевая аудитория, которой в ближайшем будущем должен уделить особое внимание профсоюз. Им в меньше степени нужны социальные программы. Они могут купить путевки в санаторий, билеты в бассейн или театр без скидок, они не нуждаются в материальной помощи к юбилею, но они готовы платить взносы организации, которая поможет им добиться лучших условий труда.
Мы иногда слышим, например, о забастовке игроков Национальной хоккейной лиги США - мультимиллионеров, звезд, которые могут позволить себе диктовать условия работодателю, мы слышим о забастовке авиадиспетчеров респектабельных европейских авиакомпаний - людей, живущих в благополучной стране, но о каких масштабных коллективных действиях в России мы слышали в последнее время? И виноват в этом не профсоюз. Просто люди не готовы к таким действиям. Кто-то боится, а кто-то не чувствует в себе уверенности. Эту уверенность и должен придать профсоюз, который в свою очередь должен быть готовым к конфронтации. Причем это не обязательно должно быть государство. Гораздо больше вопросов возникает к частному сектору экономики. Именно там серые зарплаты, отсутствие социальных гарантий, текучка кадров. Туда следует направить коллективное движение работников. А сегодня человек, работающий у «частника» практически бесправен.
Таким образом, профсоюз-2020 - это коллективные действия свободных граждан.
Конечно, всегда будет существовать достаточно большая группа людей, которые придут в профсоюз за социальными благами или для того, чтобы им просто уделили внимание. Но это не должно быть основой работы профсоюза по той причине, что на этом поле очень велика конкуренция со стороны иных общественных организаций или социальных служб.
В любом случае двухсотлетний опыт работы профсоюза говорит о том, что он способен к трансформации и саморазвитию. Мы верим, что так и произойдет на нынешнем историческом этапе.
Нам бы очень хотелось, чтобы к 2020 году профсоюз стал современной общественной организацией, обладающей доверием и авторитетом в обществе, способной мобилизовать большие группы людей, владеющей передовыми технологиями социальной работы, вступление в которую для каждого человека означало бы обретение уверенности в своем будущем!

Первичная профсоюзная организация работников и обучающихся Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова