Напомним, что с инициативой ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, выступил председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков. В январе Министерство культуры России обнародовало список ста отечественных фильмов, рекомендованных для изучения в школе. Отбором кинолент занимались эксперты от кинематографа и ученые. Кроме того, при составлении перечня учитывались результаты общественного голосования, проводившегося в Интернете.
Сто лучших фильмов из ХХ в ХХI век. Многие из них - наша национальная гордость. Но усвоят ли идею, мораль и философию этого бесценного кино современные дети? Поймут ли авторское видение и богатейший художественный язык Андрея Тарковского, Никиты Михалкова? Как их мотивировать к просмотру фильма и кто это сумеет? Нужны ли специально подготовленные специалисты или смогут справиться учителя-предметники? С таких вопросов и была начата дискуссия. Как оказалось, в системе образования региона несложно отыскать возможности и потенциал для реализации курса.
По мнению участников дискуссии, курс необходим в современной школе, но нельзя останавливаться на уровне инициативы и рекомендаций, должна вестись работа по его научно-методическому сопровождению. Хотя творческим педагогам достаточно одной идеи и технического обеспечения проекта, чтобы выстроить грамотную систематическую работу, не дожидаясь учебно-методических разработок свыше. Здесь назревает другой вопрос, хватит ли у нас таких творческих учителей и, вообще, кому вести такие занятия? По словам Олеси Морозовой, учителя гимназии из Ялуторовска, это должен быть человек с интуитивно-глубинным восприятием, пониманием и знанием. Практика показывает, что наряду с освоением сюжета и содержательной линии чрезвычайно важно акцентировать внимание на изобразительно-выразительные (вспомогательные) средства: музыка в кино, голос за кадром, крупный план, игра актеров, художественный образ. Все подобные детали и «важные мелочи» помогают понять произведение в целом.
Разгар дискуссии пришелся на момент обсуждения списка фильмов, в который не вошла ни одна картина, появившаяся после 1998 года. «Великое видится на расстоянии, - подчеркнул в своем телеинтервью министр культуры Владимир Мединский. - Возможно, со временем более современные фильмы также будут в этот список включаться». Однако тюменским педагогам непонятно, почему в перечень не включена, например, блестящая экранизация повести Пушкина «Барышня-крестьянка», снятая Алексеем Сахаровым в 1995 году? А роскошный фильм Авдотьи Смирновой по роману Тургенева «Отцы и дети», вышедший в 2008‑м? Перечисление можно продолжить.
Академик РАО В.И.Загвязинский в контексте обсуждаемой проблемы напомнил всем знаменитую фразу Ленина «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Кино и сегодня важнейшее современное воспитательное средство? Несомненно. Но вот вопрос, вызванный семилетней практикой преподавания курса «Синемалогия» в тюменской лингво-эстетической гимназии №83: всегда ли добрые классические фильмы с прогнозируемым финалом, где добро побеждает зло, несут в себе большой воспитательный потенциал? Формируют ли они опыт преодоления бытовых жизненных сложностей и неурядиц? Ведь школа - это не стеклянный колпак. И наш социум требует определенной подготовки, обширного арсенала личностных качеств и умений. Учить добру только добром недостаточно. Кино должно не только радовать, но и огорчать, будоражить, заставить сомневаться, сопереживать.

Татьяна ЗЛОБИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №21 города Тюмени:
- Услышав в первый раз о проекте «100 фильмов для школьников», несказанно обрадовалась: как истинный киноман давно мечтала о таком факультативе - делиться с детьми своими представлениями о кино, слышать их отзывы, обсуждать плюсы и минусы режиссерской и операторской работы, но лишь с теми, кто действительно этого хочет. После низкопробного кино, которыми пестрят кинотеатры и экраны телевизоров, дети вряд ли смогут оценить список «100 фильмов». Целью проекта является повышение уровня культуры школьников. Но все дети разные, что они вынесут для себя? Кто-то одно, а кто-то другое, совершенно противоположное ожидаемым результатам. Таким образом, порыв Никиты Сергеевича Михалкова должен быть оценен, но подход к новому предмету в школе должен быть очень серьезным, чтобы идея была во благо, а не во вред детской душе. И давайте не будем забывать, что мы разучились читать книги, а научиться «читать» фильм еще сложнее.

Константин ИВАНОВ, учитель истории и обществознания СОШ №29 города Ишима:
- Данный список нужно было ввести давно. Сотня отечественных фильмов позволит школьникам стать ближе к культуре разных эпох своей страны, понять историю Родины через судьбы людей, а не через набор сухих фактов. Формально часть этих картин дети могли увидеть на уроках литературы, МХК, истории, но мало кто из учителей-предметников, ограниченных жесткими временными рамками, позволил бы себе такую роскошь, как показ фильма целиком. Только отрывки, порой грубо вырванные из общего контекста фильма, но подходящие к теме урока. Тем не менее сразу же появляется несколько проблемных вопросов: где найти преподавателей, которые сами посмотрели все картины и смогут объяснить необходимость их просмотра школьникам? Реакция «Ура, сегодня кино!» у детей может быстро пройти, так как многие фильмы серьезны по смыслу и сняты в черно-белом формате.
Как «привязать» часть фильмов к предметам гуманитарного цикла? Каждый учитель истории будет рад, если дети посмотрят картины вроде «Александра Невского» и «Ивана Грозного» как раз во время изучения соответствующих периодов. Что делать, если часть данных фильмов явно не укладывается в рамки «16+» и «18+»? Убирать «ненужные» кадры? Но это не позволит осознать весь смысл фильма («Иди и смотри»).
Так или иначе, нововведению рады те, на кого оно рассчитано, - дети. А это главное!

Ольга БЕЗБОРОДОВА, родитель, актриса Тюменского драматического театра:
- Список и идея замечательные! Сомнения в том, кто должен это преподавать и комментировать детям, будут бесконечными. Точно знаю, как «заставить» ребят это смотреть. Сама прошла через юношеский киноклуб, когда ТУИ в свое время организовал показ фильмов «не для всех». Это срабатывает, как в сказке про голого короля. Если не понял, значит, недалекий (как говорят подростки: отсталый, балбес, не сооl, и т. д.). Безусловно, найдутся те, кто не захочет смотреть такое кино и назовет это формой протеста. Но быть «не в теме» не многие рискнут. А лучше сделать просмотр этих фильмов обязательным! Факультатив отсеет как раз тех, кому это очень помогло бы состояться в жизни.

Иван КАЙНОВ, председатель Совета молодых педагогов Тюменской области:
- Мне как преподавателю дисциплин художественно-эстетического цикла отрадно, что введение этого курса в какой-то мере поспособствует «укреплению» образовательной области «Искусство» в учебном плане, которую в последнее время только и перекраивают, а также поможет закрепить позиции предмета МХК. Ведь, по сути, мы на пути к пониманию истины, что образование - это все-таки не сфера услуг, а часть культуры, которая нас не только воспитывает и обогащает, но и объединяет. Считаю, что данный курс обогатит и разнообразит образовательный процесс, позволит возродить много забытых добрых традиций.
В Тюменской академии культуры и искусств, например, уже много лет существует свой киноклуб, воспитавший несколько поколений студентов. К данному курсу пока не разработано учебно-методических рекомендаций. Хотя и существует научно-методическая литература по курсу кино для школьников, но она почти вся может быть признана морально устаревшей. Почему бы не организовать учебно-методическую подготовку педагогов на базе академии или региональных институтов повышения квалификации, которые работают над данной проблемой? И еще один вопрос, который задают многие: почему только отечественное кино? Лично я и многие мои коллеги только «за»! Мы считаем, что сегодня чрезвычайно важно акцентировать внимание подрастающего поколения на осознании нашей национальной уникальности, истории, культуры. Это наши ценности, наши традиции, наш язык!