ОБРАЩЕНИЕ
участников международной конференции
«Насилие в образовательной среде.
Причины, тенденции обострения, поиск решений»

Мы, участники международной конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», обсудив проблему распространения агрессии и насилия в образовательной среде, полагаем, что в сложившейся ситуации необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон в решении первоочередных задач духовно-нравственного, семейного воспитания, реализации социальной семейной политики, соблюдения этики и чистоты информационной среды, повышения уровня правосознания и ответственности всех участников образовательного процесса.
Для решения указанных задач необходимо формирование актуальной правовой базы для эффективной защиты участников образовательного процесса, проведение необходимых просветительских и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения агрессии в образовательной среде.


Для достижения этих целей участники конференции предлагают:

федеральным и региональным государственным органам законодательной и исполнительной власти
    повысить ответственность родителей за обучение и воспитание детей в федеральном законодательстве;
    предусмотреть меры, обеспечивающие гарантии безопасности всех участников образовательного процесса;
    предусмотреть в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработку и принятие кодекса профессиональной этики педагогических работников как документа, определяющего единые для всех представителей педагогической профессии этические правила профессионального поведения;
    предусмотреть в законодательстве Российской Федерации нормы, связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности лиц за публикации, содержащие клеветническую и порочащую работников образования информацию;
    предусмотреть меры, направленные на повышение социального статуса педагогических работников;

Министерству образования и науки Российской Федерации
    провести общероссийский мониторинг правонарушений, связанных с насилием и агрессией участников образовательного процесса в образовательной среде для анализа ситуации и подготовки соответствующих предложений с последующим созданием базы данных в этой сфере;
    на основе общероссийского мониторинга разработать комплексную программу по предупреждению насилия и агрессии в образовательной среде;
    совместно с Минкультуры России возродить на телевидении образовательные программы и создать серию фильмов, формирующих положительный образ учителя;
    предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников, специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;

руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям образовательных учреждений
    разработать и принять нормативные правовые и локальные акты, направленные на предупреждение развития агрессивной среды в образовательных учреждениях и недопущение проявления негативного поведения участников образовательных отношений;
    создавать в образовательных учреждениях кабинеты психологической разгрузки для педагогических работников, «телефоны доверия» для участников образовательных отношений;
    предусмотреть меры оказания психологической поддержки для обучающихся и педагогических работников, в том числе обеспечивающих их кадровое сопровож­дение;
    совместно с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере здравоохранения, создавать службы психолого-педагогической поддержки педагогических работников;
    предусмотреть в программах образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических работников специальные модули, направленные на развитие (формирование) их компетенции в области конфликтологии, противодействия агрессии и насилию в образовательной среде;
    создать в образовательных учреждениях постоянно действующие комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
    проводить совместно с органами ученического самоуправления Уроки добра, способствовать тесному сотрудничеству учителей, обучающихся и их родителей;

Центральному совету, региональным (межрегиональным), местным, первичным организациям Общероссийского профсоюза образования
    организовать проведение мероприятий, направленных на выявление и предупреждение случаев проявления агрессии и насилия в образовательной среде;
    в рамках социального партнерства предусмотреть в заключаемых соглашениях и коллективных договорах комплекс мер, направленных на предупреждение развития агрессивной среды в образовательном учреждении и недопущение проявления негативного поведения со стороны участников образовательного процесса;
    совместно с органами, осуществляющими управление в сфере образования, учреждениями педагогического и дополнительного профессионального образования организовать обучение педагогических работников по вопросам конфликтологии, психологии взаимоотношений;
    не допускать замалчивания случаев проявления агрессии по отношению к педагогическим работникам, представлять их интересы на всех уровнях, добиваясь обсуждения возникающих проблем на заседаниях педагогического совета с привлечением родительского комитета, органов ученического самоуправления, общественности;
    предпринимать меры по формированию положительного имиджа педагога в обществе;
    активнее использовать СМИ (в том числе Интернет) в формировании позитивного образа учителя и повышении престижа учительской профессии.

Мы, участники конференции, обращаемся к педагогической общественности с призывом поддержать наше Обращение и надеемся на взаимопонимание и поддержку со стороны органов власти, правозащитных организаций, СМИ, ученической и родительской общественности.