Напомним, подобный документ разрабатывается в России впервые. Предполагается, что он будет применяться для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, а также для разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
По мнению авторов, существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и не соответствуют духу времени. По их задумке профессиональный стандарт призван расширить границы свободы педагога и одновременно повысить его ответственность за результаты своего труда. При этом в документе перечислены не только профессиональные компетенции учителя, но и необходимые ему личностные качества. Так, согласно проекту педагог должен иметь высшее образование (предполагается, что педагогам, окончившим ссузы, будут созданы условия для его получения без отрыва от работы), использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников - от одаренных детей до ребят с ограниченными возможностями, владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, уважать достоинство учеников, уметь защитить тех, кого в детском коллективе не принимают, проводить профилактику различных форм насилия в школе. Дополнительные профессиональные компетенции предусмотрены для педагога начальной школы и детского сада.
Нормы, прописанные в документе, общенациональные. Но могут дополняться региональными требованиями, а также внутренними стандартами образовательного учреждения.
Учитывая особую роль таких предметов, как математика и русский язык, по которым все выпускники сдают обязательный ЕГЭ, в приложении к документу отдельно прописаны требования к педагогам по этим специальностям. Так, например, учитель математики должен уметь решать задачи олимпиад, а словесник, помимо прочего, владеть методами обучения русскому языку как неродному.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура поэтапного введения стандарта. Окончательно он должен быть закреплен в школах к сентябрю 2014 года. Для обеспечения общественного контроля на всех этапах этой работы предполагается создать независимую общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт педагога-2013».