«В нашей стране 43 тысячи сельских школ, в которых обучается более чем две трети российских детей. Однако совестно говорить, что за 10 лет в России закрылась каждая третья сельская школа. И вот благодаря такому масштабному форуму мы впервые за много лет подняли вопросы сельских учителей на всероссийском уровне, - отметила председатель ВПС Валентина Иванова - Сегодня мы должны кардинально изменить отношение к малокомплектной школе и школьному учителю, вернуть былую славу нашему образованию и сделать так, чтобы условия и качество образования в сельских школах не уступало образованию в столице и крупных городах».
В пленарном заседании принял участие и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он ответил на вопросы учителей и заявил, что массового закрытия сельских школ больше не будет. «У нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечить высокий уровень образования в каждом селе, - заверил Дмитрий Ливанов. - Школа с пятьюдесятью учениками и даже с двадцатью имеет сегодня все возможности для качественной работы. Необходимо активнее использовать технологии дистанционного обучения, сетевого взаимодействия».
В 2013 году каждая сельская школа должна быть обеспечена скоростным Интернетом, чтобы не возникало информационной оторванности. По словам министра, технически это очень сложная задача, но будут приложены все усилия совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций, чтобы ее решить. Еще одна задача на этот год - решение транспортной проблемы. Необходимо, чтобы все дети, живущие от школы в двух и более километрах, могли добираться на занятия на специальном транспорте.
Особая тема - нормативы финансирования малокомплектных школ. По словам министра, они будут устанавливаться вне зависимости от числа детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. У таких школ должна быть фиксированная часть финансирования, которая обеспечит их бесперебойное функционирование.
Итогом форума стала резолюция, в которой учителя изложили основные направления развития школы на селе: среди них развитие сетевого взаимодействия, использование индивидуально ориентированных технологий, преобразование ряда малочисленных школ в филиалы более крупных, расширение льгот для молодых педагогов, активная реализация программ «Учительский дом» и многое другое.