​Если у вас сокращения…

Когда начинаются сокращения, к профсоюзным лидерам идут толпы людей с этой проблемой. И если увольнений избежать порой не удается, то всегда можно хотя бы помочь людям выговориться, чтобы облегчить их душевные страдания. Педагогам кажется, что их не оценили по достоинству, предпочли других коллег, а те с меньшим стажем или не так умны и т. д.
Как построить эффективный диалог с педагогом по поводу потери работы и провести совместную работу по преодолению кризиса? Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние человека, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее - не все от нас зависит. И наоборот, если мы захотим побудить его к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Однако именно такие размышления способны помочь человеку выйти из тупика и решить проблему.
Профсоюзный лидер вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из них более актуальна.
В начале встречи рассказчик бывает расстроен, огорчен, а иногда его эмоции очень сильны. В этом случае вначале стоит облегчить эмоциональное состояние педагога.
Не разговаривайте с ним о проблеме, пока он не успокоится, все равно собственные эмоции не позволят человеку услышать вас, а тем более изменить свое мнение. Однако молчать не стоит, лучше показывайте, что вы понимаете происходящее. Чтобы переживания по поводу проблемы не затянулись, постарайтесь вовремя остановить рассказ педагога и начать с ним совместную работу над преодолением трудностей. Успокоившись, он сможет перейти к сути проблемы. В идеале благодаря общению с вами человеку должно стать легче.
Если история с сокращением (увольнением) мнимая, надуманная, а дело в плохих взаимоотношениях, например, с ближайшим руководителем, и поэтому работнику кажется, что он первый претендент на выбывание, лучше помочь расширить представления человека о себе и ситуации. Часто педагоги, жалуясь на коллег, не могут понять, что корень проблемы может заключаться в них самих. Вам, как профлидеру, стоит донести мысль, что не нужно пытаться с помощью профсоюзных полномочий изменить другого человека или ситуацию, а лучше постараться пересмотреть свое отношение к ней. Ведь точно так же другой человек, которого обвиняет ваш рассказчик, мог прийти и нажаловаться, и тот сам оказался бы в невыгодном положении. Получается, кто первый придет и скажет, тот и прав, если вспомнить феномен первого впечатления. А это распространенная ошибка. Тем самым, показывая коллеге его жизненную позицию с другой точки зрения и обучая работе с проблемой, вы способствуете оздоровлению отношений между людьми.
Поговорите с коллегой так, чтобы он смог принять ответственность за происходящее. В процессе беседы фокус жалобы должен быть переведен на самого человека. Спросите: «А что вы предложили бы, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, кроме как наказать другого человека? Что вы лично сможете предпринять для решения этой проблемы?»
Программа-минимум здесь - показать педагогу, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы и отношения с людьми носят такой сложный характер.
Бывают случаи, когда тему ответственности и вины обсуждать вообще не следует, например, если человек перенес серьезную утрату, переживает по поводу смерти близкого. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.

Увольнение как шаг в развитии


- Как сделать так, чтобы потеря работы не привела к депрессии и болезням, а стала стимулом для коррекции жизненных планов человека?

Как показывает опыт работы, без решения личностных проблем людей часто бывает трудно решить проблему их трудоустройства. Однако профсоюзному лидеру нужно осознавать границы своей компетентности, уровень профессиональной подготовки, чтобы иметь возможность заниматься этими вопросами.
Это должна быть не просто поддержка, а заданное позитивное воздействие на человека в целях коррекции его эмоционального состояния, изменения жизненных перспектив.
Прежде всего, вспомните, о чем, как правило, говорят безработные?
О проблемах, связанных с отсутствием работы или ее поиском, о своем подвешенном состоянии, тревоге, беспокойстве, состоянии потерянности.
Поэтому стоит уменьшить степень фиксации человека на переживании настоящей неблагоприятной ситуации, когда ничего не получается в жизни, оказать помощь в осмыслении прошлого, настоящего и будущего в позитивной перспективе.
А затем осуществить коррекцию личностных ориентаций, активизировать его жизненную позицию, направить энергию на раскрытие способностей и творческого потенциала.
Психологи рекомендуют реализовывать воздействие на нескольких уровнях:
- мотивационном - повышаем активность человека, чтобы стала актуальной его потребность в работе, а не негативные эмоции;
- когнитивном - повышаем самооценку человека. Изменяем, корректируем его представления о себе, стимулируем позитивную жизненную перспективу;
- поведенческом - формируем умения и навыки эффективного поведения на рынке труда.
Безработные нуждаются в информации о рынке труда, обучении навыкам поиска работы, помощи в их практическом применении.
В нашей стране есть объединения типа Клуба ищущих работу. Там специалисты в целях коррекции эмоционального состояния безработного при их обучении используют ролевые игры с применением видеозаписи, психотехнические игры и упражнения, методы мозгового штурма и направленной дискуссии. Даже если по окончании занятий люди не трудоустраивались, они получали новые ориентиры, новые знания, навыки, что приводило к росту стабильности психического состояния и снижению общей тревожности.

Как не устать от профсоюзной работы

- Могут ли психологи предложить какие-то рекомендации, упражнения, чтобы работа профсоюзного лидера не казалась такой тяжелой?

Работа профсоюзного лидера очень трудна. Приходится по многу часов в день вести прием, решать проблемы коллег. К тому же есть люди, которые принимают чужие проблемы настолько близко к сердцу, что их энергии может надолго не хватить. Это одна из типичных ошибок, которых надо избегать, если вы желаете остаться в своей должности. Если же над ними не работать, результатом может стать эмоциональное выгорание и уход с некогда любимой работы.
Ошибка 1. Вы переживаете проблемы человека как свои.
Нет ничего плохого, если вы осознаете глубину проблем человека. Но если вы начнете переживать проблему с той же остротой, что и он, вряд ли сможете продуктивно помочь: в этой ситуации часто вся энергия слушателя уходит на переживания по поводу проблемы, а не на ее эффективное решение.
Если же такие переживания станут для вас нормой, может наступить потеря интереса к работе и желание больше не заниматься ничьими проблемами.
Ошибка 2. Затянувшиеся многочасовые консультации.
Постарайтесь вовремя понять суть проблемы. Бывает так, что человек не может сразу донести до другого свою мысль и, как в потемках, ищет ее, стараясь подобрать нужные слова. Помогите человеку в его поисках, для этого можно спросить: «Вы хотели рассказать о…?» или «Если я вас правильно понял, вы это … имели в виду?».
Ошибка 3. Вами пытаются манипулировать.
Как профсоюзный лидер, вы, конечно же, готовы оказать поддержку коллеге. Но необязательно быть для него родителем и все делать за него. Занимая отеческую позицию, вы невольно ставите другого в позицию ребенка, которому приятно видеть, как он пожалуется и проблема тут же решится. Чтобы не делать все за всех, сознательно поставьте его и себя в позицию взрослого. Это значит, что вы слышите человека, понимаете его проблему, помогаете ему увидеть весь его потенциал и стимулируете для решения проблемы. Часто люди и сами знают, как и что делать, не хватает только последнего шага - решиться. Рекомендуем найти и прочитать прекрасную книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди», получившую мировое признание. Там описано много случаев с использованием манипуляций и способы их избегания.

Ведущая рубрики - Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук