Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, к моменту поступления в школу лишь 14% детей практически здоровы. Этот факт указывает на то, что дети раннего и дошкольного возраста подвержены серьезным перегрузкам и испытывают определенные трудности при адаптации к новым условиям детского сада.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Много лет я работаю в детском саду присмотра и оздоровления, миссия которого - лечение и развитие детей с малыми и затихающими формами туберкулеза. Поэтому приоритетным направлением работы с детьми считаю формирование привычки с ранних лет заботиться о своем здоровье. Я работаю по программе воспитания и обучения «Радуга» Т.Н.Дороновой, в которой определены задачи по формированию здорового образа жизни у детей и пути их реализации.
Я воспитатель разновозрастной группы, ко мне приходят дети третьего, четвертого года жизни. Именно в этом возрасте малыши приобретают основу жизненного опыта: привычки, качества и свойства личности. Происходит это в процессе взаимодействия с взрослым, сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции.
Исследования ученых (Н.Н.Авдеева, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, М.И.Лисина, Н.Н.Обозов, Т.А.Репина, А.А.Рояк, Е.О.Смирнова, Е.В.Субботский, Н.А.Хаймовская, В.М.Холмогорова, и др.) доказывают, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом. А педагогическое взаимодействие - это процесс, происходящий прежде всего между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной деятельности и направленный на развитие личности ребенка.
Однако анализ массовой практики показывает, что развивающий потенциал педагогического взаимодействия явно недооценивается педагогами и не реализуется в полном объеме. В одних случаях педагогическое взаимодействие ориентировано на решение воспитательных и дидактических задач образования ребенка, в других - разворачивается как процесс воздействия и решения педагогом задач, не ориентированных на возможности и особенности детей.
Изучая эту проблему, я ознакомилась с исследованиями кандидата педагогических наук Риммы Иршатовны Яфизовой, которая рассматривает педагогические условия реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия. Это и явилось методологической основой моей системы работы по взаимодействию педагога с детьми третьего и четвертого года жизни в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни.
Опыт работы воспитателем по физической культуре, психологическое образование, скромные способности к сочинительству и длительная практика работы в группе с детьми третьего и четвертого года жизни позволили мне разработать педагогическую систему, которая адаптирована к режиму дня и позволяет ребенку продвигаться поступательными шагами.
Одним из главных условий реализации системы является создание положительного эмоционального фона, ситуации успеха у детей при помощи разнообразных приемов личностно ориентированного взаимодействия. Работая над своей системой, я пришла к выводу, что очень важно пробудить у малыша интерес к себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению здоровья, формировать уверенность в своих силах и действиях. Для того чтобы организовать эту работу в интересной форме, необходимо было создать развивающую физкультурно-оздоровительную среду, подобрать методическую литературу, игры, игрушки, изготовить необходимые пособия. При этом я использую разнообразные формы организации взаимодействия с детьми: игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-забавы, дидактические игры и упражнения, сюжетные, подвижные игры, оздоровительные развлечения, проведение валеологической недели, сценарии активизирующего общения, ситуативный разговор один на один и в малой группе, бытовые и игровые ситуации, наблюдения, экскурсии, элементарное экспериментирование, чтение художественной литературы с использованием красочных иллюстраций, пение, встречи в семейном клубе.
Система работы учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей третьего и четвертого года жизни, соответствует Федеральным государственным требованиям, представляет интеграцию разных образовательных областей и в то же время может легко перестраиваться под другого педагога и других детей младшего возраста.
Название системы образное - «По дорожке здоровья», а ее составляющие части - это так называемые шаги. Восемь шагов - отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и детей по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Цель: формирование предпосылок и начальных представлений о здоровом образе жизни при условии реализации развивающего потенциала педагогического взаимодействия воспитателя с детьми третьего и четвертого года жизни.
Задачи:
1) создавать и реализовывать в течение дня ситуации педагогического взаимодействия, обеспечивающие индивидуальный подход в социально-личностном развитии каждого ребенка;
2) сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие;
3) проектировать и создавать специальную предметную среду, обеспечивающую реализацию развивающего потенциала педагогического взаимодействия;
4) формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
5) обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества, поддерживать потребность в самостоятельной двигательной активности;
6) приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
7) устанавливать и укреплять партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников в процессе формирования начальных представлений у детей о здоровом образе жизни.

Шаг первый. «Утро радостных встреч»
Цель: создание положительного эмоционального фона, доброжелательного климата в группе. Осуществление индивидуального подхода к детям, находящимся в периоде адаптации.
Содержание. Создать положительный настрой у ребенка на проживание всего дня в детском саду, на легкое расставание с родителями. Для этого в моем педагогическом арсенале более 30 игр адаптационного характера, разработаны сценарии для решения педагогических ситуаций в процессе утреннего приема детей.
Формы организации взаимодействия педагога с детьми: разнообразные приветствия; адаптационные, коммуникативные, оздоровительные игры; разговор один на один, ситуативный разговор, детские песенки, стихи, приговорки, сценарии приема детей.

Шаг второй. «Я сам! Я умею!»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
Содержание. Терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки. Показывать детям пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением взрослых. Приучать детей отличать предметы индивидуального пользования: расческа, носовые платки, зубная щетка и т. п.
Применяя в практике работы много известных прибауток, я использую еще и свой внутренний потенциал: сочиняю собственные стихи-приговорки для сопровождения действий детей с предметами индивидуального пользования. Например, учу пользоваться платочком и приговариваю:
«Вот платочек маленький,
Носовой, удаленький,
Чтобы носик мог дышать -
Нужно нос нам вычищать,
А поможет нам платочек,
Разверни его, дружочек!»

Или перед приемом пищи:
«Мы садимся за столы,
Значит, руки мыть должны,
Чтобы в чистые ладошки
Попадали наши ложки».
Выпущен небольшой авторский сборник стихов-приговорок «Мыло, щетка и платочек».
Формы организации взаимодействия: совместные действия с ребенком в процессе эмпатийного общения; бытовые, игровые проблемные ситуации; практические задачи; ситуативный разговор от имени игрушки, предмета; игровые действия с персонажем; дидактические игры и упражнения; рассматривание книг, иллюстраций; использование малых фольклорных форм, сопровождение режимных моментов в течение дня потешками, прибаутками, авторскими стихами-приговорками.

Шаг третий. «Чистюлькин в гостях у детей»
Цель: давать детям элементарные знания о себе, своем теле.
Содержание. Организация и проведение игр-занятий по теме «Познай себя» в течение учебного года с сентября по май.
Через организацию занятий из цикла «Познай себя» я пробуждаю у малыша интерес к себе, к изучению частей своего тела, гигиеническому уходу за ним, сохранению своего здоровья, формирую навыки самостоятельности, уверенность в своих силах и действиях.
Чистюлькин - это персонаж, который сопровождает меня в работе с детьми. Прием «оживления» игрушки и любых предметов, разговор с ребенком от их имени, помогает создавать разнообразные игровые проблемные ситуации, смешные забавные сценки, в которые дети включаются эмоционально.

Шаг четвертый. «Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет!»
Цель: формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности детей.
Содержание. Использование ежедневных прогулок как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни для укрепления здоровья детей.
В процессе прогулки происходит формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательной активности и познавательного интереса у детей. Невозможно переоценить оздоровительный эффект прогулок для обеспечения бодрого, уравновешенного состояния детей. С успехом применяю методику Клауса Фопеля, из которой выбрала 20 подвижных игр для развития движений, формирования интереса к своему телу. Разработала сценарии прогулок в зависимости от сезона и температурного режима, которые сопровождаю своими авторскими стихами.
Формы организации взаимодействия: организация игр большой и малой подвижности, элементарных спортивных игр; проведение досугов и развлечений для развития основных движений, координации; ситуативный разговор; сюжетно-ролевые игры; стихи-приговорки.

Шаг пятый. «Сон приходит на носочках…»
Цель: снижение утомляемости детского организма, создание положительной мотивации у детей к соблюдению режима дня, «тихого часа».
Содержание. Организация здорового сна детей, подготовка среды для сна, подготовка самих детей ко сну.
Здесь мне на помощь приходят так называемые сонные игрушки. Есть и спокойные, и тревожные дети, которым трудно заснуть. Для каждого находятся свои стихи-приговорки:
«Сон приходит на носочках
И ложится под бочок,
Чтобы дочкам и сыночкам
Сказку рассказать он смог».

Или на пробуждение:
«Выспались мои ребятки?
Потянитесь все в кроватке,
Повернитесь на бочок, покажите язычок,
Повернитесь на другой,
Выдох - вдох, и сон долой».
Формы организации взаимодействия: использование спокойной, расслабляющей музыки с постоянно повторяющейся темой, стихов-приговорок, сказок, колыбельных песен, как лучшего усыпляющего эффекта; использование «сонных игрушек»; подвесных релаксационных модулей.

Шаг шестой. «Закаляйтесь, малыши!»
Цель: оздоровление и укрепление здоровья детей.
Содержание. Проведение оздоровительных и закаливающих процедур, ритуала пробуждения, организация бодрящей гимнастики, ходьба по дорожке здоровья с целью массажа стоп, оздоровительные ручные ванны. Все это включаю в сценарии оздоровительных мероприятий после дневного сна.
Формы организации взаимодействия: приговорки-пробуждалочки; музыкотерапия; дорожка здоровья; игровые действия с персонажем; закаливающие ручные ванны.

Шаг седьмой. «Вечерний калейдоскоп»
Цель: создание комфортных условий пребывания детей в детском саду. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание. Взаимодействие педагога и детей в процессе организации игровых ситуаций.
Калейдоскоп - это разнообразные формы взаимодействия педагога с детьми в вечернее время.
Формы организации взаимодействия: игры-занятия; оздоровительные развлечения; песочная терапия; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; игры-эксперименты; игры-забавы; игры-инсценировки; ситуативные разговоры один на один и малой группой; чтение художественной литературы; познавательных сказок; рассматривание иллюстраций.

Шаг восьмой. «Здоровый ребенок - счастливая семья»
Цель: формировать совместно с семьей предпосылки и начальные представления у детей о здоровом образе жизни.
Содержание. Использование активных форм взаимодействия с родителями.
Формы организации взаимодействия: организация встреч в семейном клубе «Забота»; выступление на заседаниях «Материнской школы»; участие родителей в легкоатлетических кроссах, мероприятиях валеологической недели, волонтерских акциях «За здоровую и счастливую семью», совместных оздоровительных развлечениях, игротеках «С мамой, папой поиграем!»; использование наглядной агитации: оформление стендов, выпуск экспресс-газеты; памяток с оздоровительной тематикой.
Педагогическая система «По дорожке здоровья» может легко перестраиваться под другого педагога и других детей младшего возраста. Ее реализация приносит мне внутреннее удовлетворение, помогает раскрыть собственный потенциал и способствует активному взаимодействию с детьми и родителями для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни.

Эффективность и результативность
Для оценки эффективности своей работы я использую показатели развития навыков самостоятельности у детей 3‑го и 4‑го года жизни, предложенные В.Г.Алямовской.
В ходе педагогического наблюдения за детьми в разные режимные моменты, анализа, сделанного педагогом-психологом в начале и в конце учебного года, был выявлен уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику: дети стали более самостоятельными, выполняют культурно-гигиенические процедуры в правильной последовательности, следят за своим внешним видом и отмечают неопрятность у сверстников. Родители в индивидуальных беседах также отмечают возросшую самостоятельность детей. За последние три года в нашей группе отмечаются высокие показатели адаптации детей (легкая степень: 2010 год - 60%, 2011 год - 77%, 2012 год - 82%). Это свидетельствует об эффективности приемов и методов педагогического взаимодействия, используемых в работе с детьми.
Систематические занятия физкультурой влияют на состояние здоровья детей и являются косвенным показателем формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Поэтому в своей работе я использую результаты диагностики физического развития детей, представленные воспитателем по физической культуре и оздоровительной работе. В течение трех лет (2009‑ 2012 гг.) на конец учебного года наблюдается положительный результат освоения детьми программы «Радуга» по физической культуре.
Здоровье - это великое благо и неотъемлемое условие счастья. Только человек, живущий в гармонии с собой и со всем миром, будет действительно здоров. А здоровый ребенок - это счастье в семье. Поэтому уже в раннем детстве необходимо формировать начальные представления о здоровом образе жизни, научить ребенка любить себя, окружающих людей, природу, жизнь! Именно мы, педагоги, призваны помогать ему в этом!