Как учила уроки по математике, русскому языку, географии, я почти не помню, но это учение стало моими знаниями. А вот моменты радостного общения с родителями, учителями навсегда останутся в моей памяти. Пытаясь внушить самоуважение, подхлестывая мои старания, взрослые хвалили, одобряли, а внутри словно раздувались разноцветные воздушные шарики.
Совершенно согласна с Борисом Васильевым, который писал, что образы детства живут в человеке всю жизнь. Маленький человек должен получить свою пещеру и свою Бекки Тэтчер, свой клад и своего индейца Джо, иначе детство его будет заведомо ограбленным. А кто сможет уберечь его от ограбления? Конечно, родители, педагоги.
Мне было два года, когда я в первый раз оказалась в школе, где работала учителем русского языка и литературы моя мама. Школа была прямо перед нашим домом, и я часто сидела на маминых уроках, ходила на классные часы и праздники, знала всех ее учеников.
Каждый думающий человек хотя бы раз в жизни размышляет о своем предназначении. Реализовывать в себе то, что заложено природой, просто необходимо. Ведь счастье состоит в том, чтобы узнать, кто есть «я» на самом деле, и проявлять это «я» на всем жизненном пути.
Нет сомнений, что ценящий себя и удовлетворенный жизнью человек открыл свое «я» и успешно его реализует. Реализованный человек - счастливый человек. Таким человеком является моя мама - учитель с многолетним стажем, образ Вечного учителя. Оказывается, по наследству могут передаваться не только болезни, но и профессии. Просто мне вовремя не сделали прививку. Болезнь стала прогрессировать, и вот я педагог и не могу иначе.
Конечно, для детей взрослые - пример для подражания, а в раннем детстве, когда закладываются привычки, это особенно важно. Ведь дети подобны чистой капле росы, они отражают то, что видят. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд. В этом я убедилась, когда после педагогического училища пришла работать в детский сад. Честно говоря, я не ожидала, что попаду в абсолютно новый, неизведанный для меня мир отношений и общения. Чувство растерянности и неуверенности накрыло с головой: «Смогу ли я чему-то научить этих малышей?» Оказалось, что все мои страхи и сомнения были напрасными. Малыши тянутся к воспитателю, как подсолнухи к солнцу, и, подобно цветам, жадно впитывают энергию тепла, добра, любви. Значит, нам, взрослым, нужно быть очень внимательными, чуткими в речах и поступках, помня о том, что каждое наше слово и любое дело оказывают влияние на формирование личности ребенка, оставляют след в его душе.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направлять ее в нужное русло. Спрашивать себя почаще: «Как я понимал это, когда был ребенком? Принимал ли? Что хотел изменить?» Такие диалоги нам необходимы, чтобы не забывать о том, что все мы родом из детства, что каждый ребенок - самоценная личность.
Вирджиния Сатир отмечала, что самоценность есть у каждого из нас. Это то, насколько я считаю себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые я в данный момент демонстрирую. «Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей». Самоценность или самооценка показывает удовлетворенность человека своей семьей, работой, хобби, друзьями, отношениями и жизнью в целом.
Мы живем в прекрасном новом мире, полном открытий и нововведений. Однако в подобном технологическом прогрессе есть плюсы и минусы. К примеру, современная общественная культура направлена на обезличивание человека с самого раннего возраста. Как не потеряться в сегодняшнем мире потребительских отношений, как сохранить и развить личность ребенка, в то время как все наше общество направлено на размытие границ и уничтожение индивидуальности? И как новой личности сохранить свою индивидуальность в таких условиях? Кто станет ее проводником в новое информационное общество? Как вести себя педагогу?
Да, времена меняются, но человеческая натура остается прежней - отзывчивой на доброту, внимание, ласку, участие и сострадание к ближнему. Такие простые общечеловеческие ценности сохраняют свою актуальность и сегодня.
Человека ценят, любят и уважают настолько, насколько он сам ценит, уважает и любит себя. Самое ценное в жизни - это желание и умение творить полезное. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем мы знакомы, а тем, кто мы есть на самом деле.
Ценность сегодняшнего дня - это дети, за ними день завтрашний. Перед ребенком открывается новый мир. Мир то удивительный, изменчиво непонятный, то трогательный и ласковый. Мир, очень непохожий на наш.
Моих маленьких воспитанников я учу тому, чем владею сама. Каждый день встречи с малышами неповторим. То я наблюдаю за ними, будто через розовые очки, и вижу их яркими, непосредственными, любящими и любимыми. То надеваю особые очки - педагогические, для нового видения. А это значит, что я должна найти особые подходы и ключики, которые помогут мне воспитать личность ребенка и так организовать педагогическую деятельность, чтобы воспитание стало эффективным, действенным, результативным. Маленького ребенка перехвалить невозможно, нужно контролировать не количество похвалы, а качество.
Порой кажется, что практического опыта достаточно, чтобы разрешить любую педагогическую задачу. Но вот приходит новый малыш, и я снова волнуюсь - сумею ли завоевать его доверие и любовь, поверит ли он мне? И сама себе твердо отвечаю: «Да! Я сумею!», улыбаюсь и делаю шаг навстречу.
Так хочется, чтобы воспоминания о детстве у всех были счастливыми!
А для этого необходим именно тот взрослый, который бы давал ребенку ощущение счастья и уверенности в период проживания детства, вел его за руку по дороге жизни, чтобы в его калейдоскопе воспоминаний были только радужные моменты.
Миссия воспитателя - любить, понимать, поддерживать, развивать ребенка, воспитывать в нем личность. Искренней любовью к ребенку ты завоевываешь его доверие, а значит, право учить его, воспитывать. Такое право я и завоевываю каждый день, приходя в МИР ДЕТСТВА!
Я знаю, что могу влиять не только на сегодняшний, но и на завтрашний день. И если сегодня у меня нет повода верить в свою ценность, то только от меня зависит, появятся ли эти поводы в моем завтра.

Ирина ИВАНОВА, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2012», воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №2 «Дружная семейка», Курган