Основы экологического воспитания закладываются в детском саду. В чем я как педагог вижу важность этого направления?
Во-первых, человек для себя, для будущего обязан если не улучшить, то хотя бы сохранить природу, среду обитания. Через понимание этого я хочу подвести ребят к пониманию высокого смысла жизни, ее Цены и Красоты, помочь им стать более сообразительными и даже заложить основы решительности, мужества. Я «назначена» для этого самой свой профессией.
Во-вторых, природа учит Добру и Сопереживанию даже тогда, когда в ней идет борьба за существование. И я как воспитатель не могу не воспользоваться такой возможностью воспитания у детей высокой Нравственности, Чистоты помыслов. Я должна быть убедительна, говоря о природе, о ее высоком духе. Да и храмы вокруг детского сада, бульвары подтверждают это!
В-третьих, показать детям то, что не сразу видно, осязаемо, лучше всего можно с помощью книг о природе, о нас как ее части. Какие деревья их окружают, зеленеют, роняют листья? Какие звуки слышат, какие краски видят дети, как им открывается то, что они потом назовут Родиной? Каким видят они весь белый свет - это все во многом зависит от меня, воспитателя. Поэтому большой радостью для меня станет с помощью живых, лаконичных, интересных книг, бесед, вопросов, музыки приобщить детей в целом к Природе. В детском саду это возможно.
В-четвертых, раз я воспитатель, мне необходимо лучше понимать детей; а они открыты, откровенны, непосредственны именно на фоне разговора о природе, о животных, о звучащих колоколах, поющих птицах…
В-пятых, именно в связи с природой, наедине с ней, глубоко в душе ребенок творит свои яркие, неизгладимые образы. Фантазия ребенка неисчерпаема. И от моего умения расширить этот мир зависит, что родится в воображении детей. От этого, может быть, зависит и их будущее, профессия, завтрашний день других людей. Все великое, что свершалось в мире, рождалось сперва в воображении человека. Каким мир будет завтра, во многом зависит от сегодняшних малышей.
В-шестых, Тур Хейердал писал, что в детстве им овладело смятение: люди вокруг не согласны друг с другом, волокут детей неведомо куда, лишь бы уйти подальше от природы, изобрести новое оружие. Разве можно следовать за такими проводниками? Не лучше ли найти более надежную тропу?
Вот я и хочу быть толковым проводником для детей и выбираю самую НАДЕЖНУЮ ТРОПУ - ЭКОЛОГИЮ.
Свою работу по экологическому воспитанию я строю, во многом опираясь на труды таких педагогов, как В.А.Дрязгунова, А.К.Бондаренко, Н.Ф.Виноградова, С.Н.Ни­ко­лае­ва. С помощью самых разнообразных методов и приемов я решаю следующие задачи:
- дать детям как можно больше знаний об окружающем мире;
- создать среду, в которой многие из этих знаний можно проверить на практике;
- активное включение родителей в жизнь детского сада.
Итак, какие же методы и приемы я использую? Это и словесный метод (тематические беседы, пояснения к увиденному, чтение литературы о природе). Это и наглядный метод (показ разнообразных иллюстраций, наблюдения за объектами живой и неживой природы). Это и практический метод (самостоятельное проведение детьми разнообразных опытов и экспериментов). Но особое место я отвожу игровому методу, а точнее дидактическим играм природоведческого содержания.
Сама структура дидактической игры позволяет не только закрепить, уточнить какие-либо знания детей, но и способствует всестороннему развитию личности ребенка.
В процессе дидактической игры ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную взаимосвязь предметов и объектов живой природы, то есть учится элементарно объяснять наблюдаемое; совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для развития мышления. Совершенствуется работа всех анализаторных систем, двигательная координация. Природоведческие игры на свежем воздухе укрепляют здоровье. А сколько чувств и эмоций вызывает у ребенка природа! Какие ценные качества личности воспитываются у детей в процессе общения с объектами природы! В общем, происходит интеллектуальное и физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание детей. Все это сопровождается искренним интересом с их стороны. Поддерживать этот интерес помогают красочные, яркие пособия - пособия, изготовленные воспитателем, детьми сов­местно с родителями.
Мне очень близки слова В.А.Су­хом­линс­кого: «Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Уважаемые коллеги, всем вам и себе желаю, чтобы мы могли настроиться на живую волну каждого ребенка, найти подход ко всем детям без исключения. В этом, наверное, и заключается высшее мастерство педагога.