Начиналось, видимо, в детском саду, куда меня привела моя мама, где шла подготовка к новогоднему утреннику. И получилось так, что я оказалась среди тех детей, кому не досталось никакой роли. Это обидело, было больно. Со временем обида прошла, но в памяти осталось воспоминание о чем-то неприятном, несправедливом. Тогда, может быть, впервые в жизни в сознании возникло: «Я бы так не поступила. Вот если бы я была…». А ведь могла, и это было бы логично, подумать иначе: «Я тоже буду к вам такой невнимательной, даже вредной». Да мало ли какие мелочные мысли могли возникнуть!
К слову, о мелочах. Они незаметно тоже могут дать почву к раздумьям о профессии. Помните кинофильм «Доживем до понедельника»? Как умно, умело преподаватель истории, которого вдохновенно играет Вячеслав Тихонов, парирует замечания одного из учеников о таких «мелочах», как пятнадцать строчек в учебнике истории о флотском офицере, лейтенанте Шмидте! Как убедителен, профессионален, просто красив на этом уроке педагог! Не удивлюсь, если узнаю, что не только мне запал в душу этот образ, именно этот небольшой эпизод. Пусть это еще не было решением о выборе профессии, но первым шагом на пути к ней.
Чуть позже подумалось другое: а если бы в детстве у каждого ребенка была своя Арина Родионовна?! Или кто-то другой, кто так же повлиял бы на этого ребенка? Конечно, необязательно он стал бы Пушкиным. Но стал бы личностью более полной и глубокой. И обязательно написал бы свою сказку, а может быть, поэму. Кто-то стремился бы в астрономы, летчики, космонавты. Но главное - СТАЛ БЫ ЧЕЛОВЕКОМ, ЛИЧНОСТЬЮ. Роль Арины Родионовны сегодня - это не меньшая, а большая необходимость, потребность, чем другая роль, профессия. А возможность овладеть ею зависит прежде всего от меня самой. И это практически был выбор.
Выбрав профессию воспитателя, я дала себе редкий шанс (преимущество этой профессии): шанс нередкой, постоянной возможности быть законодательницей мод «на разумное, доброе, вечное». Быть направляющим началом, первым человеком (наряду разве что с родителями!) в космосе каждой зарождающейся личности; первоисточником (наряду разве что с природой!) чьих-то жизненных впечатлений и настроений.
Я каждый день чувствую ответственность феи, наделенной некоторыми великими и добрыми полномочиями: зачаровать новенького человека игровым подходом ко Вселенной; увлечь ребенка творческим интересом к жизни; наладить душевную связь индивидуальности с обществом в пользу обоих.
Мое профессиональное честолюбие в этом деле особенно сливается с моим личностным честолюбием: или я стану (не дай Бог!) тем, кому поступают вопреки, или ярким воплощением человеческой притягательности, благодаря которому в человеке пробуждается вдохновение.
Вот мои амбиции, претензии к себе в профессии воспитателя (правда, и претензии к любому воспитателю): создать добрую атмосферу для проявления творческих сил детей; для развития в самих детях главного жизненного сочетания - личного добра и силы. Я надеюсь, что мои идеи незаметно станут авторитетными, жизнеспособными для тех, кого ждут далеко не игровые испытания вне детства.
Фея, добрая и сильная, - для воспитания доброты и силы, душевной и физической в растущем человеке, - вот что такое воспитатель.
И приятно убеждаться в правильности выбора профессии, когда видишь внимательные, понимающие глаза ребенка; или наблюдая за моими коллегами - педагогами от Бога.

Любовь МЕНЬЩИКОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида №878
Москва