Ход занятия
Комплексная разминка. Цель: совершенствование артикуляционного аппарата, дыхания, тренировка вестибулярного аппарата, общей координации движений.
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком «а», руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. Чередование «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук «и».
«Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука «у» (губы вытянуты вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
3. «Качели» - движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.
4. «Часы» - руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.
5. «Болтушка». Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями языка вперед-назад и в такт с этими движениями вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук.
6. «Цоканье языком» - по команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

«Передай телеграмму»
Прохлопать ритм по ладошке товарища (по цепочке), четко проговаривая звук «л» в слогах «ла-ло-лу».
Прохлопать ритм по ладошке товарища (по цепочке), четко проговаривая звук «л» в слогах «ла-лала».
Прохлопать ритм по ладошке товарища (по цепочке), четко проговаривая звук «л» в слогах (первый слог громко, два следующих тихо) - «лу-лулу».

«Что общего»
Рассмотрите картинки (соловей, дятел, ласточка, голубь). Каким словом можно назвать всех, кто изображен на них? Какой звук встречается в названии всех птиц?

«Раздели слово на слоги»
Наши птицы собираются в путешествие, но не знают, в каких вагонах им нужно разместиться. Разделите название птиц на слоги и расселите птиц по вагонам: если в слове два слога, то в вагоне два окна, если в слове три слога, то в вагоне три окна.

«Назови ласково». Игра с мячом в кругу.
Воспитатель поочередно бросает детям мяч, называя птиц. Ребенок повторяет название птицы в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч воспитателю: галка - галочка, соловей - соловушка, голубь - голубок, глухарь - глухарек.

«Найди лишнюю картинку»
Ребята, найдите лишнюю картинку. Объясните, почему вы так думаете?
Наборы картинок:
- голубь, ласточка, слон, дятел;
- слон, ласточка, белка, волк.

Глазодвигательная гимнастика
В руках у детей силуэт дятла на палочке. Задача - следить глазами за движением фигурки и проговаривать слова:
Белка дятла поджидала,
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри,
Вот орешки - раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (поглаживают веки)
И пошел играть в горелки (моргают).

«Поймай звук» (выполняется с закрытыми глазами).
Повтори слово, если услышишь звук «л»: ворона, иволга, кукушка, голубь, щегол, сокол, галка, синица, соловей.

Речь с движением. Дети выполняют движения согласно тексту:
Дятел ель долбил, долбил.
Ствол у ели толстый был,
Дятел выдолбил дупло,
В том дупле ему тепло.

Выложить по образцу из палочек силуэт дятла.