Каждый день я спешу в детский садик, а душа полна ожидания: сейчас я опять увижу своих детей, и они будут немножко не такими, как вчера. Малыши меняются очень быстро, и это знает каждый, кто работает в детском саду. Десятки глаз посмотрят на меня, и они будут разными - веселыми и грустными, внимательными и рассеянными, добрыми и капризными… Но на каждом личике - вопрос: что принесет новый день? Какие новые интересные игры придумал для них добрый волшебник - воспитатель? И мы для них действительно волшебники, потому что все умеем и всему можем научить: рисовать, лепить, сочинять и еще тысяче необходимых вещей. Пока они, конечно, не догадываются, что главное, чему учит их воспитатель, - это жить в мире людей, общаться с окружающими.
Воспитатель, как правило, первый чужой взрослый человек в мире ребенка, который призван стать своим, родным. Поэтому именно с нас начинается обучение общению, педагог становится своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений.
Это очень важная задача. «Великое счастье и радость человеческая - общение с другими людьми», - писал великий педагог В.А.Сухомлинский. Кажется очевидным, что люди должны ценить этот драгоценный дар и прежде всего стремиться развить его в ребенке. Однако, как свидетельствует практика, современный мир не лучшим образом влияет на коммуникативное развитие детей. Педагоги и родители серьезно встревожены повышением агрессивности в поведении детей, неумением взаимодействовать на партнерских началах, фактическим вытеснением из жизни ребенка совместных игр, в которых происходит социальное взросление.
Я глубоко убеждена, что каждый день, каждый миг в жизни ребенка - это величайшее событие, которое зависит от нас, взрослых. Подчеркивая значение эмоциональных факторов в развитии ребенка, Л.С.Выготский писал: «Жизненный путь личности - это история ее переживаний». И моя главная задача - пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, открыть горизонты возможностей каждого ребенка и доказать еще раз: «Радость жизни - это радость общения».
Царь Соломон на вопрос хитреца «Живая или мертвая в моей руке бабочка?» ответил: «Все в твоих руках». Это действительно так. Я смотрю на моих воспитанников… Они такие разные! Некоторые общительные и активные, другие застенчивые, тихие и замкнутые. Вот Ярослава - девочка, которая смотрит на мир широко открытыми глазами. Дети ласково называют ее Ясей. Она с трудом пытается понять то, что говорят ей окружающие люди. Нарушение слуха ограничивает ее возможности в восприятии мира. Как помочь маленькой девочке преодолеть барьер в общении, стать частью общества, не чувствовать себя в нем чужой? Не имея опыта работы с детьми с нарушением слуха, я училась заново, консультировалась со специалистами. Даже маленький успех был для нас большой победой.
Каждый воспитанник требует индивидуального подхода, а формы и методы диктует сама жизнь. Я выбираю технологии, которые позволяют легко, ненавязчиво включить детей в совместную деятельность. Какие из них являются самыми эффективными?
Ну конечно, игровые технологии, игра, которая дает ребенку радость жизни, радость общения! Ведь только действуя в игровой ситуации, дошкольник постигает специфику отношений взрослых, беря на себя роли других людей, осваивая и отражая их социальные функции, взаимоотношения, нормы поведения. Это игры-забавы, игры-фантазии, ролевые, психогимнастические игры, этюды, речевые ситуации. Здесь главное, на мой взгляд, - нетрадиционный подход к занятию, нестандартность форм. Поэтому часто использую интегрированные занятия, где ребенок - отправная точка, абсолютная ценность, а образовательный процесс - соигра, коллективный процесс творчества. Занятия - соревнования, путешествия, аукционы, диалоги - это фрагмент жизни ребенка, практика духовного общения.
Мои воспитанники - маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они стремятся к активной деятельности, а моя задача - не дать этому стремлению угаснуть. И здесь как педагогический инструмент для меня незаменимы технологии проблемно-поискового характера: элементарные опыты, экспериментирование, проблемно-поисковые ситуации, проекты. Именно в этих видах деятельности совершается естественное развитие таких перспективных новообразований, как произвольность, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала обучения в школе. А мы, педагоги, выстраиваем индивидуальные образовательные маршруты, ориентируемся на перспективы развития ребенка, свято верим в силы наших воспитанников и прикладываем массу усилий для достижения результатов.
А их я заметила довольно быстро: дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
Радость, надежда, любовь - именно эти чувства я испытываю, когда вижу маленькие победы своих воспитанников. Но все это осуществимо при одном очень важном условии - необходимо помнить об охране и укреплении здоровья детей. Уж слишком часто мы слышим обращения: «Спасем маленького Ваню, Таню…». Эти реалии жизни коснулись и моей педагогической деятельности. Организуя акции помощи больным детям, я убедилась в том, что в трудную минуту, особенно когда это касается здоровья ребенка, окружающие люди, даже совершенно посторонние, не остаются равнодушными.
Как хочется видеть детей здоровыми и счастливыми! Обеспечение здоровой среды проживания - моя самоцель, практическая задача, то, без чего немыслим педагогический процесс. Я хочу подарить детям ощущение радости жизни!
Истина проста: надо искренне общаться с детьми, даря им тепло своей души. В общении я раскрываю себя. Творческий процесс - создание спектакля, представления, любое общее дело - доставляет мне и моим детям огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и психолог, и художник, и вдохновитель... Когда вокруг дети и они увлечены общим делом - чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря! И испытываешь огромное удовольствие, когда малыши с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом, учить их пониманию, что мы не одни, что рядом всегда твои друзья и взрослые, которые помогут, поддержат, поймут, - это важно!
Я могу помочь ребенку почувствовать себя частью мира, понять свое значение для окружающих. Но для ребенка мир будет целостным только вместе с самыми дорогими людьми - его родителями. Я за сплоченную, дружную команду единомышленников в лице родителей и педагогов.
Окидывая мысленно взором годы моей работы в детском саду, я не могу припомнить день, когда мне пришлось скучать, сидеть без дела. Вместе с детьми я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы жизни - годы детства. Сегодня, опираясь на свой опыт, я с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать педагогом, одного старания и желания мало. Не зря гласит народная мудрость: «Нет такой работы, которая не требует учебы». Однако я понимаю, что многому мне еще нужно научиться, в работе педагога нет предела совершенству.
Каждый день в мою группу приходит будущее России. В этом будущем мне тоже предстоит жить. От того, какими станут мои воспитанники, зависит и моя жизнь, и жизнь моей страны. Впереди у меня и моих детей, надеюсь, долгий путь. Каким он будет? Может быть, ровным, а может быть, полным преград, ошибок и сложностей. Но это не страшно - главное, чтобы он не был скучным и однообразным. Поэтому так важно всегда учиться у детей их умению жить интересно, постоянно развиваясь, совершенствуясь, творчески преобразуя действительность.

О трудностях не стоит говорить.
Конечно же, у всех они бывают.
Должны мы детям детство подарить -
Так пусть они его достойно проживают!
Чтоб каждый день для них
как праздник был -
Улыбок полон и чудесных встреч.
А мы не пожалеем сил,
Чтоб в их душе хоть искорку зажечь!

Светлана ГОЛУБЕВА, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №6, Щекино, Тульская область