Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные недостатки, почаще ставить перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?
Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т. д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова, не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки (это самое, ну, вот так, так сказать и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.
Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж - одно из требований современности. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка. Ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи.
Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная (строчит, как из пулемета) малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в их смысл. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений снижает внимание, и следовательно, сказанное может быть не понято или недослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, большое значение имеет то, с каким выражением лица педагог разговаривает с детьми. Особенно это важно для малышей, ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, как и жест, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переиграть: малейшая фальшь может дать обратный результат.
Известно, что речевое поведение воспитателя определяет не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. Учитывая установку на толерантное речевое поведение в семье и в детском саду, воспитатель должен иметь соответствующие речевые средства, к которым можно отнести:
«формулы вежливости», то есть этикетные речевые обороты;
«словесные поглаживания» - добрые слова, похвалы;
речевые обороты «языка чувств» - в противоположность «навешиванию ярлыков» при разрешении конфликтов.
Отдельно следует сказать и о роли педагога в формировании личности дошкольника. Не требует специальных доказательств постулат о том, что нужно избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение. Это посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, - особенно необходимая.
Между тем, как показывают исследования, речь учителей и воспитателей иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («рисуешь, (пишешь), как курица лапой», «сколько можно повторять?», «как вы меня достали!»); грубых требованиях («Закрыли рты!», «Живо мыть руки!»); уничижительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!», «Считаю до трех»...).
Однако именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще - так называемый дидактогенный невроз, который, по некоторым неофициальным данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что агрессия педагога направлена не на их поведение в конкретной ситуации («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный» и т. п.). Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, воспитатель, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость детей (принцип бумеранга); во-вторых, демонстрирует им негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, ДОУ, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка. Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращать ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы просто теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика и отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда достаточно бывает сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!», «Нужно еще потренироваться» и т. п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и чаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими. Развитие способности к эмпатии предполагает учет личностных особенностей и анализ конкретного эмоционального состояния ребенка, признание его права на собственное мнение.
Таким образом, педагоги должны постоянно работать над собой, овладевать теми речевыми средствами, которые дадут возможность предотвращать конфликты, повышать самооценку воспитанника, создавать эмоционально комфортную обстановку в детском саду.