Каждый дорогу жизни выбирает по-своему…
Любой мужчина как добытчик и глава семьи ищет достойную работу, стремится зарабатывать. Так же и я покинул малую родину, но спустя некоторое время, повинуясь непреодолимому желанию, вернулся в родное село, где живет моя мама (об этом родном человеке можно рассказывать часами, но скажу лишь то, что моя мама, дитя блокадного Ленинграда, выжила и подарила миру десять детей). Малая Родина - это небольшой закоулок на огромном пространстве, к которому ты испытываешь необъяснимую тягу. Место, где буквально легче дышится, где радостно и спокойно одновременно. Где просто хорошо.
Думаю, что понимание многих вещей приходит к нам через ошибки, разочарования, поиск, приобретение опыта, работу души и сердца. Я выбрал профессию воспитателя. Для меня это не просто профессия или работа - это призвание, состояние души, образ жизни. Будучи еще маленьким, я познал трудности и радости многодетной сельской семьи, где главную роль в воспитании детей играет отец. В настоящее время остро стоит проблема воспитания в неполных семьях и недостаток внимания к воспитанию детей со стороны отцов.
Не зря сказано: единственная ценность жизни - это семья. Каждый осознает это по-своему и в свое время. А в детском саду сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью работы по воспитанию и развитию детей. В современном мире идет процесс быстрой смены технологий и содержания образования, и потому общество испытывает постоянно растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста. Я как мужчина-воспитатель выступаю в роли организатора и идейного вдохновителя, стараюсь донести до родителей, что передача трудовых умений и навыков испокон веков является неотъемлемой частью народного воспитания. Для того чтобы без назиданий познакомить родителей с вопросами воспитания детей дошкольного возраста, надо погрузить их в среду педагогического общения в неформальной обстановке. Например, на природе, вокруг костра, на охоте, на рыбалке, на традиционных национальных праздниках. Для этих встреч, помимо организационных вопросов, заготавливаю педагогические ситуации, наиболее близкие родителям, и стараюсь в непринужденной беседе затронуть проблемы воспитания конкретного ребенка.
По сути, воспитатель детского сада - это педагог-универсал. Он должен обладать основами точных, естественных и гуманитарных наук, уметь ответить на все детские «почему», уметь разбудить и поддержать желание общаться и воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции. Он одновременно музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, подчас сценарист и режиссер праздников. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье я целенаправленно учу детей воплощать характер, образы музыки в движениях. При этом учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. И потому мы активно привлекаем родителей к подготовке и проведению праздников.
Малыши для меня - полноправные партнеры в творчестве, работе и отдыхе. Получая потрясающую отдачу от ребят во время прогулок на природе, занятий, всегда стремлюсь поддержать их интерес, знакомя с окружающим миром, вместе изготавливая атрибуты к праздникам и развлечениям. Все чаще меня стало переполнять чувство гордости за моих воспитанников, когда они выступают на сцене и им аплодирует весь зал, когда они занимают призовые места в конкурсах песни, чтецов.
Способствуя накоплению сенсорного опыта, я обогащаю чувственные впечатления ребенка, стараюсь развивать в нем эмоциональную отзывчивость на красоту природы и рукотворного мира. Для этого предоставляю детям возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла. Я всегда поддерживаю детскую непосредственность, поощряю, стимулирую фантазию и воображение ребенка.
Есть высказывание Гете: «Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной». Таким образом, малая родина и люди-родители - это одно целое, и передача традиций, которые они сохранили, и есть миссия воспитания.

Аркадий АФОНСКИЙ, победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2012», воспитатель Томторского детского сада «Мичээре»

Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия)

Проект «Книга трудовых династий»

Цель: поднятие статуса профессий, традиционных занятий родителей и формирование у детей уважительного отношения к человеку труда.
Задачи
1. Ознакомить детей с профессиями через встречи с родителями (коневод, доярка, шофер, тракторист, библиотекарь, учитель, охотовед, лесник).
2. Привлечь родителей к созданию семейной книги трудовых династий.
Работа по созданию книги трудовых династий
1. Сбор материала о профессиях, традиционных занятиях в наслеге.
2. Проведение познавательных занятий.
3. Составление генеалогического древа семьи.
4. Знакомство с людьми разных профессий и занятий (традиция «Любимый гость»).
5. Встреча с любимым гостем.
6. Оформление семейных страниц книги трудовых династий.
7. Выставка семейных альбомов.
8. Экскурсии на рабочие места.
9. Семейный праздник - презентация книги трудовых династий.

Проект «Байанай»
Цель: создание условий для неформального общения, тесного взаимодействия между разными поколениями родителей и педагогами детского сада.
Задачи
1. Привлечение отцов, дедушек и братьев к воспитанию детей через традиции народа.
2. Повышение роли родителей-мужчин в семейном воспитании. (См. таблицу.)

Традиция «любимый гость»
Цель: пробудить у детей интерес к своему селу, малой родине, помочь им проникнуться пониманием того, что в каждом селе есть свои интересные известные люди, поддержать стремление детей узнать о прошлом и настоящем, о традициях своего народа.
Задачи:
- воспитывать гордость за свою малую родину, сопричастность к истории своего народа;
- воспитывать уважение к человеку труда;
- привлечь к проектной исследовательской работе детей и родителей.
Алгоритм проведения встречи
1. Подготовка игровой, обучающей среды к встрече гостя.
2. Встреча гостя.
3. Совместная продуктивная деятельность взрослых и детей.
4. Совместные игры с детьми (подвижные, ролевые, речевые).
5. Оформление выставки.