Оборудование
1. Посылочный ящик с адресом детского сада, в котором находится игровое поле с изображением улиц ближайшего района.
2. Игрушка Домовой.
3. Ширма для кукольного театра.
4. Картинки: дома, дороги, улицы, магазины, детский сад, деревья, люди, машины, школа, парикмахерская, почта, больница, дорожные знаки, светофор и др.
5. Атрибуты для подвижной игры «Пешеходы и автомобили»: рули для машин и сумки для пешеходов.
6. Костюм почтальона.
7. Режиссерская игра «На улицах города».
8. Магнитофон и диски с записью песен «Мы в городе родились», «Прогулка».
9. Доска и магниты для нее.
10. Рулон обоев, на котором изображен пешеходный переход.

Предварительная работа
1. Рассматривание сюжетных картин с изображением города и деревни, беседы с детьми о поездках в деревню.
2. Знакомство на занятиях, прогулках и в совместной деятельности с правилами дорожного движения и дорожными знаками.
3. Чтение стихов С.Маршака, М. Дружининой, В. Берестова, А.Барто и других поэтов о правилах поведения на дороге.
4. Заучивание наизусть стихотворений «Там, где нынче высятся кварталы», «Я иду по улице».

Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, когда никого еще в детском саду не было, я случайно услышала, как кто-то ворчит и причитает. Давайте посмотрим, кто там прячется в уголке. Ой, да это старичок-домовичок. Послушаем, что он там бормочет.
(Дети садятся на ковер. Педагог берет куклу и говорит от ее лица.)
Домовой. Ой, беда-беда, огорченье! Жил я раньше в деревне, ни забот, ни хлопот не знал: пять домов и две дороги, телега с лошадью, коровы пасутся.
Воспитатель. Постой, Домовенок. Поздоровайся сначала с ребятами, а потом расскажи нам про свое огорчение.
Домовой. Здравствуйте, ребята! Попал я в город ваш из деревни, тогда и начались у меня все неприятности. Очень уж захотелось мне с другом своим, Нафаней, повидаться, а он в городе вашем живет. И я увидел, что город совсем не похож на нашу деревню.
Воспитатель. Конечно, не похож. Город очень отличается от деревни. Наши ребята могут тебе об этом рассказать. Они хоть и в городе живут, но и в деревне бывали.
Беседа с детьми об отличительных особенностях деревни и города.
Дети. В деревне одноэтажные дома, мало дорог, почти нет машин, нет трамваев. А в городе многоэтажные высокие дома, много магазинов, машин, красивые площади, парки.
Домовой. Вот и я заметил разницу. А вы в городе все родились?
Дети. В городе.
Воспитатель. А хотите, ребята, спеть нашу любимую песню?
Дети поют песню «Мы в городе родились» (См. учебно-методическое пособие М.Л.Лазарева «Здравствуй!» - М.: Мнемозина, 2004).
Мы в городе родились
И на славу удались.
Щечки словно кумачи,
Ручки словно калачи.
В ручках прянички,
В щечках - яблочки,
Глазки - звездочки,
Губки - розочки.
Домовой. Славно вы поете, ребята, чувствую, что гордитесь своим городом. Да вот беда, я в городе чуть под машину не попал. Может быть, я чего-то не знаю, не понимаю?
Дети. Ты не знаешь, как вести себя на улицах в городе и т. п.
Воспитатель. Не горюй, Домовенок. Ребята, хотите помочь нашему новому другу?
Дети. Да.
Воспитатель. Как вы считаете, с чего мы начнем знакомство с городом? О чем нужно рассказать Домовому?
Дети. Рассказать об улицах, о домах, о магазинах, о правилах дорожного движения и др.
Воспитатель. Давайте встанем в круг и начнем знакомство.
Дети становятся в круг. Воспитатель держит Домовенка и периодически вступает в разговор от его лица.
Воспитатель. Маша, Саша, Илья, Никита. Что я назвала?
Дети. Это имена детей.
Воспитатель. Верно. Вот и наш город имеет свое имя. Как называется наш город?
Дети. Комсомольск-на-Амуре.
Воспитатель. А в каком крае он находится?
Дети. В Хабаровском крае.
Воспитатель. В нашей группе есть карта Хабаровского края, на которой ребята могут показать тебе наш город.
Дети подходят к карте и показывают город на карте.
Воспитатель. А почему наш город называется Комсомольск-на-Амуре?
Дети. Потому что в городе есть река Амур и его строили комсомольцы-первостроители.
Воспитатель. А как называют жителей Комсомольска-на-Амуре?
Дети. Комсомольчане.
Воспитатель. А вы знаете, сколько нашему городу лет?
Дети. 80 лет.
Воспитатель. Да, наш город еще совсем молодой, но у него уже есть своя история. Издавна на земле существовала добрая традиция: каждый город имел свой герб, который отображал прошлое, настоящее города, его богатство, достопримечательности. Такой герб есть и у нашего города. Он находится в нашей группе. Давайте подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят и становятся вокруг герба.
Воспитатель. Что изображено на гербе нашего города?
Дети. На гербе изображен молодой первостроитель на берегу Амура. Его могучие сильные руки покоряют непроходимую тайгу. На заднем плане восходит солнце, которое символизирует светлое будущее молодого города.
Воспитатель. Спасибо вам, ребята, вы правы. А знаете ли вы, что когда первостроители только начинали строить город, они работали сразу в двух местах: в селе Пермское и в районе стойбища Дземги. Между ними текла река Силинка. Им приходилось перебираться друг к другу по поваленному через реку бревну. Теперь на этом месте раскинулся широкий мост. И сейчас город разделен на два округа.
Домовой. Округ, округ. Ничего не понимаю.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, что такое округ?
Дети. Это такой отдельный район, часть города.
Домовой. Вот так бы сразу и сказали. Теперь понятно.
Воспитатель. А кто из вас знает, как называется наш округ?
Дети. Ленинский округ.
Воспитатель. Мы с вами живем в Ленинском округе, в котором есть много улиц. Но так было не всегда. Когда наш город только начинал строиться, названий у улиц не было. Первостроители жили в палатках, шалашах, которые располагались по линии. На конвертах присылаемых писем так и писали: Комсомольск-на-Амуре, 4‑я линия, 5‑й шалаш. Нелегко приходилось первым строителям города.
Ребенок читает стихотворение.
Там, где нынче высятся кварталы
Из металла, камня и стекла,
Только горстка домиков стояла
Старого таежного села.
Поднимались первые бараки,
Прорубался ледяной канал.
Сколько было силы и отваги
У того, кто город начинал.
Воспитатель. Но когда улиц стало много, люди стали придумывать им названия. Какие улицы города вы знаете?
Дети. Калинина, Ленинградская, Орехова, Лазо, Советская и др.
Воспитатель. А как называются центральные улицы города?
Дети. Ленина, Мира, Первостроителей.
Воспитатель. А на какой улице находится наш детский сад? Может, кто-то назовет полный адрес?
Дети. На улице Хетагурова, дом 15.
Игровое упражнение «Найди того, кто живет на твоей улице».
Дети составляют круг с теми, кто проживает на одной улице. Педагог спрашивает название улицы в каждом кругу, дети определяют, на какой улице проживает больше ребят из группы.
Ребенок читает стихотворение.
Я иду по улице,
Кланяются клены,
И березы машут нежною рукой.
Что-то шепчет
Ветерок знакомый,
И заря алеет
Яркой полосой.
Воспитатель. Вот мы и пришли. А теперь давайте рассмотрим на фотографиях и расскажем Домовенку, что интересного есть на наших улицах.
Рассказы детей «Что мне нравится в моем городе».
Дети прикрепляют на доску магнитами фотографии различных достопримечательностей города, улиц и площадей. Педагог спрашивает каждого, почему они выбрали именно эту картинку, просит рассказать о ней подробнее.
Домовой. Как все это интересно! Мне захотелось погулять по вашему городу, но я так боюсь переходить улицу.
Воспитатель. Если ты знаешь правила движения, то на улице совсем не опасно. Мы сейчас тебе все расскажем. Кем мы становимся тогда, когда идем по улице?
Дети. Пешеходами.
Воспитатель. А как одним словом называется то, что едет по дороге?
Дети. Транспорт.
Воспитатель. Какие виды транспорта есть в нашем городе?
Дети. Трамвай, автобус, такси, грузовики, легковые автомобили.
Воспитатель. Вы назвали наземный транспорт, а какой вид транспорта ходит по реке Амур?
Дети. Водный: катера, «ракеты», «метеоры», корабли.
Воспитатель. А каким видом транспорта вы пользуетесь чаще всего? Как вы добираетесь утром до детского сада?
Дети. Пешком или на автобусе.
Воспитатель. Для того чтобы пешеходы не мешали транспорту, мы должны соблюдать правила дорожного движения. Давайте вспомним их.
Дети. По улице надо идти спокойным шагом, никого не толкая; идти следует только по тротуару; переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора и др.
Воспитатель. Хотите поиграть в игру «Пешеходы и автомобили»? Домовенок увидит все своими глазами, и ему станет понятно, как следует вести себя на улице. Мальчики будут автомобилями, а девочки - пешеходами. Автомобили могут взять рули, а пешеходы - сумки, коляски и др. Этот рулон обоев мы превратим во что?
Дети. В дорогу.
Дети вместе с воспитателем разворачивают рулон, на котором предварительно нарисован пешеходный переход.
Воспитатель. У меня в руках сигнальные карточки. Назовите эти цвета.
Дети. Красный, желтый и зеленый.
Воспитатель. Что вам это напоминает?
Дети. Светофор.
Воспитатель. Как следует реагировать на его сигналы?
Дети. Идти или ехать только на зеленый свет, на красный - стой, на желтый - приготовиться.
Воспитатель. Разрешите мне быть светофором, а один из вас поможет мне.
Подвижная игра «Пешеходы и автомобили».
По сигналу воспитателя поочередно движутся то автомобили по улице, то пешеходы по пешеходному переходу. Во время игры звучит песня «Прогулка» (См. учебно-методическое пособие М.Л.Лазарева «Здравствуй!» - М.: Мнемозина, 2004).
Воспитатель. Ну что, Домовой, теперь тебе понятно, как следует переходить улицу?
Домовой. Да, теперь мне будет совсем не страшно, ведь я и названия улиц запомнил, и, что на них находится, узнал, а также увидел, когда следует переходить улицу и в каком месте. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Воспитатель. Ребята, а что нового узнали вы сегодня? Что удивило вас? Что особенно запомнилось? О чем бы еще хотели узнать?
Ответы детей.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон с посылкой (роль исполняет взрослый).
Почтальон. Здравствуйте.
Дети. Здравствуйте.
Почтальон. В наше почтовое отделение поступила посылка. Прочитайте сами адрес, если вы умеете читать. Умеете?
Дети читают: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Хетагурова, д. 15, д/с №105, группа №3.
Почтальон. Все правильно. Тогда получите и распишитесь.
Воспитатель расписывается в получении посылки. Почтальон прощается с детьми и уходит. После этого дети при помощи воспитателя вскрывают посылку. Там находится игровое поле для создания макета района и письмо от Нафани. Воспитатель читает детям письмо.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Слухами земля полнится, вот и прослышал я, что живут в детском саду №105 умные и веселые дети. Хочу подарить вам интересную игру, которую вы сами сможете наполнить домами, дорожными знаками, машинами и многим другим. Играйте, узнавайте новое, да и дружочка моего учите. В письме есть мой адрес, покажите ему по карте дорогу ко мне. До свидания. Нафаня.
Дети рассматривают элементы игры. Звучит песня «Мы в городе родились». Дети танцуют и напевают песню, затем переходят к обыгрыванию подарка, используя атрибуты к режиссерской игре.

Моя педагогическая философия

Еще Платон в свои века дал толкование,
Что философия есть «к мудрости любовь».
И каждый человек в своем сознании
Свой мир пытается осмыслить вновь и вновь.

В стремлении к мудрому познанью
Возможность есть себя найти,
Понять законы мирозданья,
Как мудро жить, как не свернуть с пути.

Наш мир изменчив, противоречив, разнообразен,
В нем место есть для счастья и страстей,
Но есть и мир особый рядом с нами,
Он полон сказок, тайн, открытий - мир детей!

Жить в мире детства так порой непросто,
Принять его своим, все в нем понять.
Ребенок - это же «не малый взрослый»,
Он - сам, «свой собственный»!
И это каждый взрослый должен знать!

Они - другие! Это мир иных людей.
Он ярче, непосредственней, богаче,
Он полон оптимизма, новостей,
В нем радость беспричинна - все иначе!

Не каждый может в этот мир войти,
В нем стать своим, родным, любимым, значимым.
Семья как данность, но еще расти
С ребенком вместе педагогам предназначено.

Мой скромный опыт говорит о том,
Что педагогика начало там имеет,
Где нет границ между работой и семьей,
Вся жизнь пронизана одной идеей.

Я убедилась, воспитателю нужны
Широкий кругозор и сила знаний,
Ведь детские глаза всегда открыты для познаний
Всего того, что создал Бог и человек.

Еще есть в мире детства «сказочная мудрость»,
Границ нет между жизнью и игрой,
И воспитатель, как волшебник чудный,
Мгновенно может всех увлечь собой.

Вновь превращает воспитатель будни
В подарок, в праздник, в сказку для детей,
Нет скуки, монотонности, и будто
Конца и края нет для детских игр, затей!

Так многогранна доля педагога,
Как много нужно иногда уметь:
Шить, рисовать, вязать, лепить и строить,
Красиво говорить, стихи писать и петь.

Но верю я, чем больше ты умеешь,
Тем интересней, радостнее жить,
И легче быть среди детей, и веселее
Нам вместе создавать, дерзать, творить!

У педагогов результат работы
Во времени отсрочен. Не всегда
Мы можем оценить сквозь годы
Плоды нелегкого и сложного труда.

Водоворот глобальных изменений:
Компьютер, телефон и Интернет
Нас захлестнули, и гадаем все мы,
Что будет через 10-20 лет?

Какую новую реальность век готовит
Для наших нынешних и будущих детей?
Мы можем только помогать им строить
И раскрывать потенциал идей,
Возможностей, способностей, резервов,
Чтоб каждый смог стать в чем-то первым!

Я в мире детства только гость желанный,
Помощник, друг, защитник, наконец.
Хочу, чтоб детский сад стал непременно
Лишь «Домом Радости» для маленьких сердец!

Так иногда пытаюсь я осмыслить
Профессию нелегкую свою,
Но то пока не философия, а просто мысли,
Ведь философию я только создаю!

Ольга ТЕРЕЗАНОВА,
победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2012», воспитатель детского сада комбинированного вида №10

Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край