Оплата труда

- К сожалению, на ваш вопрос невозможно дать полный ответ. Не хватает исходящих данных. Но в любом случае должности «заведующего библиотекой» и «библиотекаря» предполагают неравнозначные размеры оплаты труда (эти две должности для понимания разницы в окладах надо рассматривать как должности руководителя и подчиненного). Увы, в данном случае не имеет значения тот факт, что в школе штатным расписанием не предусмотрена должность заведующего библиотекой. Оставшийся библиотекарь все равно будет получать оплату труда как подчиненный.
В целом нужно отметить, что по новой системе оплаты труда размер оклада не зависит полностью от разряда. Оплата труда бюджетников (к коим относятся и библиотекарь школы, и заведующий библиотекой) строится из трех составляющих.
Первая часть - неизменный оклад, величину которого определяют должность сотрудника и его опыт. Размеры окладов работников по профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности. Выплаты по должностным окладам составляют чуть больше 40% от зарплаты.
Вторая - компенсации (деньги за лишние отработанные часы, тяжелые рабочие условия, вредные воздействия и т.д.).
Компенсационные выплаты устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера. В положениях об оплате труда учреждений указываются наименования установленных выплат, их размеры и условия осуществления. Компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с законодательством и составляют около 15% от зарплаты.
Третья - стимулирующие выплаты. Они формируются на основе перечня стимулирующих выплат руководителями учреждений и исходят из необходимости определения качественных и количественных показателей, при достижении которых данные выплаты и будут производиться. Стимулирующие выплаты составляют 41,3%.
Таким образом, в каждом муниципальном учреждении (и образования, и культуры) должно быть утверждено Положение об оплате труда работников, в котором четко определяются основания для повышения окладов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Библиотекари и заведующие библиотеками относятся к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена». К сожалению, библиотекарей не относят к подобной квалификационной группе для работников образования. И так уже довольно давно: школьные библиотекари находятся между небом и землей, в связи с чем лишены многих льгот, предусмотренных для педагогических работников. Но можно и попробовать обнадежить библиотекарей тем, что Президент РФ в одном из своих первых указов после выборов 2012 года обещал повышение оплаты труда работников учреждений культуры и доведение к 2018 году ее среднего уровня до средней заработной платы в соответствующем регионе (напоминаю, что библиотекари в данном случае рассматриваются как работники учреждений культуры).
На практике же сегодня положения об оплате труда работников образовательных учреждений обычно содержат следующие условия оплаты труда библиотечных работников.
Библиотекари не включаются в профессиональную квалификационную группу (непосредственно подчиненных руководителю учреждения образования): заведующий библиотекой относится к 1-й группе по оплате труда руководителей. Должностные оклады библиотекарей устанавливаются на 10-20% ниже, чем заведующим библиотекой по соответствующим группам оплаты труда руководителей (в среднем речь идет примерно о 5 500 рублей).
В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В каждом учреждении образования на основании указанного Перечня по согласованию с представительным органом работников утверждается перечень должностей, по которым с учетом конкретных условий работы устанавливается доплата.
Конкретный размер доплаты устанавливается по результатам аттестации рабочих мест за время фактической занятости в таких условиях.
При наличии книжного фонда не менее 1000 книг устанавливаются доплаты за работу с библиотечным фондом, за работу с архивом учреждения.
В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:
- за интенсивность и высокие результаты работы;
- за качество выполняемых работ;
- за выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в виде надбавок или повышающего коэффициента к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.
Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат конкретизируются в локальных нормативных актах учреждений (предусматривается большое разнообразие таких выплат).
В любом случае локальные акты образовательных учреждений о системе оплаты труда принимаются на основе региональных нормативных актов. Вот почему очень важно было бы знать регион, в котором работает ваша жена.
Следует особо обратить ваше внимание на то, что в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) внесена новая долгожданная должность «Педагог-библиотекарь», наименование которой может применяться в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Введение такой должности в штаты школ позволяет работнику, занимающемуся библиотечной деятельностью попасть в ту самую профессиональную квалификационную группу работников образования, а не культуры. Решение о включении в штат такой должности принимается образовательным учреждением.
Требования к квалификации педагога-библиотекаря - высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.
Педагог-библиотекарь наравне с учителем отнесен к 4-му квалификационному уровню по оплате труда.
В своем письме от 08.08.2011 г. № 03-495 Департамент общего образования Минобрнауки РФ разъяснял следующее по поводу новой должности.
Департамент общего образования Минобрнауки России информирует, что в целях повышения статуса школьного библиотекаря Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена и направлена в Минздравсоцразвития России квалификационная характеристика должности «Педагог-библиотекарь» с предложением о включении данной должности в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования Единого квалификационного справочника.
Минздравсоцразвития России издан приказ «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 31 мая 2011 г. № 448н, который дополняет раздел III «Должности педагогических работников» квалификационной характеристикой должности «Педагог-библиотекарь» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240).
Наименование указанной должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести данный приказ до сведения образовательных учреждений.
Дополнительно сообщаем:
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий, рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития России.
Образовательное учреждение компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которое могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь.

Пенсия

- Засчитывается ли в педагогический стаж, дающий право на досрочную педагогическую пенсию, работа по совместительству, если в одной школе учебной нагрузки на полную ставку предоставить не могут?

- В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.02 г. № 781), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должности учителя засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
Таким образом, при назначении досрочной трудовой пенсии учитывается учебная нагрузка, выполняемая работником как по основному месту работы, так и по совместительству, если суммарно она будет соответствовать норме, установленной за ставку заработной платы.
Подтверждением выполнения нормы учебной нагрузки могут являться тарификационные листы, приказы и т.д., копии которых, заверенные подписью и печатью ответственного за это лица образовательного учреждения, должен иметь работник, начиная с 1 сентября 2000 г.

Отпуск

- У учительницы декретный отпуск пришелся на середину ее очередного ежегодного отпуска. Как быть в этой ситуации? Можно ли не пересчитывать отпускные, если очередной отпуск был оплачен сразу, а будет использоваться после декрета?

- Статьей 255 Трудового кодекса РФ закреплено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам.
Следовательно, очередной ежегодный отпуск в этой ситуации прерывается, а его неиспользованная часть должна быть предоставлена сотруднице по окончании ее послеродового отпуска или перенесена на другой срок по желанию женщины, например после отпуска по уходу за ребенком. Статья 260 ТК РФ прямо предусматривает, что перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.
Выплаченные учительнице ранее отпускные все-таки необходимо будет пересчитать при предоставлении неиспользованной части очередного отпуска, ведь заработная плата за столь длительный период времени вполне может измениться.

- Влияет ли на продолжительность отпуска заместителя директора по воспитательной работе техникума объем преподавательской работы? Какова продолжительность отпуска?

- До 1 февраля 2002 г. заместителю директора по воспитательной работе техникума ежегодный основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней предоставлялся только в случае, если он вел в том же образовательном учреждении преподавательскую работу в объеме не менее 240 часов в год (6 часов в неделю).
В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» заместителю директора по воспитательной работе среднего профессионального образовательного учреждения отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней независимо от того, ведет он часы преподавательской работы в том же образовательном учреждении или нет.