- Практически вся фестивальная программа выполнена, - рассказала генеральный продюсер и основатель «Золотой рыбки» Виктория Лукина. - Мы нашли общий язык с администрацией Геленджика и поняли, что фестиваль городу нужен. Дети с удовольствием ходили на мастер-классы и просмотры. И это важно, потому что специализация нашего фестиваля - работа с юной аудиторией. И в Геленджике мы обрели того благодарного зрителя, которого искали. А значит, фестиваль обрел почву под ногами.
Традиционно на «Золотой рыбке-2012» работали два жюри - профессиональное и детское. И оба они отдали фестивальное Гран-при аргентинскому режиссеру Хуану Пабло Зарамелла, автору лирической комедии «Свечение» о работниках лампового завода, снятой в модной нынче технике пикселяция, или стоп-моушен. Это когда делают серию фотографий актеров в декорациях, подвергают ее мощной компьютерной обработке, и потом на экране выстраивается цельное действие. Поскольку сам Зарамелла приехать в Россию не смог, то устроители фестиваля решили, что завоеванный им приз пока останется на почетном хранении в Геленджике. А когда режиссер приедет на следующую «Золотую рыбку» в качестве председателя жюри, то и сможет получить награду.
Что касается других победителей, то лучшим фильмом нынешнего фестиваля признан «Путь охотника» датчанина Кристиана Бовин-Андерсена - озорная история трогательной дружбы маленького туземца и большого хамелеона. А статуэтка за лучшую режиссуру уехала в Болгарию к целой команде из шести режиссеров, снявших фильм «Отец» о семейных ценностях. Остальные призы остались в России. За лучший дебют отмечена картина выпускницы ВГИКа Веры Мякишевой «Перелетная», повествующая о девочке-цыпленке, которая очень хотела научиться летать. В этом нелегком для грузной домашней птицы деле ей помогла семья журавлей. Мы уже привыкли, что аниматоры одевают персонажей-животных в человеческие одежды. Но чтобы одеть еще и тех, которые летают в небе, до такого, кажется, додумались впервые. Вид летящей на юг журавлиной стаи, закутанной в плащи и шарфы, в кепках и с рюкзаками за плечами - это что-то феерическое. Дипломами «Золотой рыбки» награждены ленты Дины Великовской «Мой странный дедушка» и Светланы Разгуляевой «Девочка для зайчика».
Во внеконкурсной программе показали пять пилотных выпусков 52-серийного проекта «Куми-куми» («Народ-народ»), который снимают московская студия «Тунбокс» Павла Мунтяна и французская анимационная компания «Планета Немо» - главный поставщик мультфильмов для знаменитого парижского телеканала «Canal+». Причем российские аниматоры впервые участвуют в международном проекте. И это радует. Тем более что дети Геленджика пришли в восторг от первых серий «Куми-куми» и отдали им приз зрительских симпатий.
В рамках фестиваля прошла презентация мультфильма «Ку! Кин-дза-дза-дза». Ремейк своей же культовой картины снял Георгий Данелия совместно с аниматором Татьяной Ильиной. Проект считается долгостроем: подготовительный этап длился 5 лет, а съемочный процесс занял 2 года. Каких денег стоило снять эту полуторачасовую анимацию, теперь уже вряд ли возможно подсчитать. Одних только художников было задействовано 250 человек. Поклонники старого фильма найдут в его новой анимационной интерпретации все прежние основные сюжетные линии, завязанные на мытарствах двух землян, неожиданно оказавшихся на планете Плюк. В наличии также чатлано-пацакский словарь, в котором есть давно ушедшие в народ выражения: «гравицаппа» (деталь от двигателя пепелаца), «кацэ» (головка от спички), «эцилопп» (полицейский), «ку» (все остальные слова) и другие.
Но есть и отличия. Например, в кадре появляются забавные существа фитюльки, некогда населявшие планету Плюк, но вытесненные из нее пришельцами в катакомбы. Среди других актуальных персонажей есть гастарбайтеры и грудастая деваха из Украины, которая вышла замуж за уродливого инопланетянина, вполне счастлива и на родину возвращаться не собирается. Но главное новшество анимационной «Кин-дза-дзы» в том, что вместо прораба, сыгранного в картине 1986 года Станиславом Любшиным, появился подросток Толик, который умнее и практичнее своего спутника - виолончелиста дяди Володи Чижова. Добавит ли эта краска новых фанатов легендарному сюжету? Это выяснится в феврале будущего года, когда фильм, снятый в формате 3D, выйдет в широкий прокат. Во всяком случае, авторы очень надеются найти общий язык с тинейджерами - нынешними основными завсегдатаями кинотеатров.
- Благодаря обаянию и международным связям нашего отборщика Александры Лукиной, которая сама хороший режиссер, в этом году удалось собрать удивительно сильный конкурс, - рассказал нашему корреспонденту президент «Золотой рыбки» Сергей Меринов. - Неожиданным для нас стало, что детское жюри отдало свой главный приз аргентинскому «Сиянию» - анимации вроде бы не детской, но оригинальной и смешной, которая смотрится эффектно и волшебно. Анимация - это когда волшебно. Это то, что нельзя сделать в художественном кино. И видите, как дети восприняли. Хорошо себя показала болгарская школа анимации вообще и в частности Теодор Ушев с экспериментальным фильмом «Демоны». Немецкая земля Баден-Вюртемберг представляла студенческий фильм «Зинг» - у нас маститые профи не все так умеют снимать. Хороша венгерская лента про лису. В общем, география у фестиваля получилась широкой. Нам есть к чему стремиться, куда расти, мы видим, как на Западе учат, и понимаем, какие перспективы перед нами открываются. Сейчас Ассоциация анимационного кино России, в правление которой я вхожу, разрабатывает планы по переносу производства мультфильмов из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы из-за дороговизны аренды недвижимости. Но это должны быть культурные города. И Геленджик явно один из таких. Здесь есть кому учиться на аниматоров и есть кому работать. Поэтому у нас в планах открыть здесь школу или даже колледж. Это будет интересно и отрасли, и городу, потому что молодежь будет занята в такой престижной профессии. А фестиваль «Золотая рыбка» станет отличной стартовой площадкой. Российская анимация только-только поднимается с колен. Стали появляться серьезные проекты: пошли полные метры и сериалы. Это то мясо индустрии, без которого не может быть ни отрасли, ни искусства в целом. В 90-е наша анимация была на грани исчезновения, держась на одном энтузиазме. Но она не может жить только на энтузиастах и авторском кино. Ведь авторское кино - это лаборатория, испытательный полигон. Как, например, у большого завода. Ни одна лаборатория не может долго существовать сама по себе. Иначе она становится лабораторией для завода другой страны. Что и происходило. Сколько российских мастеров уехало работать в Голливуд и в Канаду! Был огромный отток творческих ресурсов. Слава богу, теперь уже есть работа и в России. Это очень важный момент, чтобы творческий бульон нарастал и креп в нашей стране. Анимация может быть мощным культурным щитом государства. Ведь культура - это именно щит. Если у нас не будет своей культуры, наших детей воспитают китайцы и американцы. И из них вырастут, может быть, приличные люди, но абсолютно чуждые нам по духу. А анимация - это прежде всего искусство для детей. Поэтому надо это дело развивать. И слава богу, что наше государство это начало понимать.

Геленджик - Москва