Приложение к письму Минобрнауки России от 8 октября 2012 г. № ИР-864/07

Окончание. Начало в «ОП» №42

3.4. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений
До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности. Это, с одной стороны, отвечало целям внеочередного предоставления им жилых помещений, с другой - препятствовало своевременному и точному выявлению всех лиц указанной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
С 1 января 2013 г. такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). Для этой цели органом исполнительной власти субъекта РФ формируется список указанных лиц (далее - список).
Формирование и ведение списка обеспечивает:
    эффективное планирование бюджетных денежных средств для приобретения (строительства) жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    заблаговременный учет указанных лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    выявление лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    установление нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения (в том числе признание невозможным их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях);
    контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список должен формировать орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют место жительства. Порядок формирования списка определяется законом субъекта РФ (пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список на основании их признания подлежащими обеспечению жилыми помещениями, в частности, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях невозможно вследствие обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а также предусмотренных законом соответствующего субъекта РФ. Признание невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц (пункты 1, 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Порядок признания невозможным проживания указанных граждан в ранее занимаемых жилых помещениях, в том числе установление дополнительных обстоятельств, в связи с которыми их проживание в этих помещениях признается невозможным, должен определяться в законодательстве субъекта РФ (пункт 1, подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ)*.

_____________
* Модельный закон и модельное постановление.

Функциями по формированию списка и установлению невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях целесообразно наделить один орган исполнительной власти субъекта РФ. В качестве такого уполномоченного органа может выступать орган опеки и попечительства субъекта РФ. В компетенцию этого органа входят функции по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защите их прав и интересов, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание, осуществлению контроля за сохранностью имущества несовершеннолетних (статьи 121, 123 СК РФ, статья 37 ГК РФ, статья 19 Федерального закона № 48-ФЗ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). В органе опеки и попечительства субъекта РФ (его территориальных подразделениях) концентрируется вся имеющаяся информация о формах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законных представителях, действиях законных представителей по использованию и распоряжению имуществом несовершеннолетних, о составе и состоянии имущества детей и мерах по его охране. Исходя из имеющейся информации орган опеки и попечительства субъекта РФ в необходимых случаях может самостоятельно принимать меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список и признавать их нуждаемость в предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения (невозможность проживания в ранее занимаемых жилых помещениях).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список должно осуществляться на основании:
    заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за формирование списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;
    заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Документы, представляемые в орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, вместе с заявлением, должны быть определены законом субъекта РФ в виде примерного перечня. В такой перечень рекомендуется включать документы, необходимые для определения нуждаемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении специализированного жилого помещения: выявления имеющегося жилого помещения и установления возможности или невозможности проживания в этом жилом помещении.
Орган исполнительной власти субъекта РФ, формирующий список, обязан оказывать содействие законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в истребовании и получении соответствующих документов*.

_____________
* Модельный закон и модельное постановление.

В целях реализации норм статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ важно осуществлять взаимодействие между органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, по вопросам формирования списка, выявления ранее занимаемых детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений и установления невозможности их проживания в этих жилых помещениях.
Несмотря на то что установление невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также включение их в список осуществляются по месту их жительства, проверку на предмет обеспеченности жилым помещением необходимо проводить в целом по субъекту РФ.
Существенное значение с точки зрения выполнения требований статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ имеет правильное установление места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Место жительства гражданина определяется согласно статье 20 ГК РФ как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов. При этом определение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет некоторые особенности.
До внесения Федеральным законом
№ 15-ФЗ изменений в Федеральный закон
№ 159-ФЗ место жительства указанных лиц определялось иначе, чем предусмотрено в статье 20 ГК РФ. Местом жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признавалось жилое помещение, закрепленное за ними на весь период пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в то время как учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, место жительства опекуна (попечителя), приемной семьи признавалось местом пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения изменений, предусмотренных Федеральным законом № 15-ФЗ). Таким образом, место проживания ребенка у законного представителя, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не определяло его места жительства.
Рассматриваемые положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, не соответствуя пункту 2 статьи 20 ГК РФ, порождали спорные ситуации с определением места жительства ребенка, лишенного родительского попечения, если он находился в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или проживал в семье опекуна (попечителя), приемной семье и у него отсутствовало закрепленное за ним жилое помещение.
С 1 января 2013 г. положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ о месте жительства и месте пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачивают силу. При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим.
Понятие места жительства раскрыто в статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации». Местом жительства являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно определяться по месту жительства их законных представителей, а если ребенок помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - в соответствующей организации. Это обусловлено тем обстоятельством, что, находясь под опекой или попечительством, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ребенок постоянно, до окончания периода обучения или прекращения попечительства, проживает в жилом помещении своего законного представителя или соответствующем учреждении, выполняющем функции законного представителя помещенных в него детей. Исключение составляет случай, когда органом опеки и попечительства дано разрешение на раздельное проживание попечителя и подопечного, достигшего возраста 16 лет (пункт 2 статьи 36 ГК РФ, подпункт 9 части 1 статьи 8 Федерального закона № 48-ФЗ).
При этом следует иметь в виду, что место жительства ребенка не является неизменным. Так, законные представители, назначенные несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, могут сменить место жительства, что повлечет изменение и места жительства подопечного. Если подопечный ребенок проживает в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, его место жительства может измениться в случае продажи жилого помещения в связи с переездом с учетом интересов ребенка на новое место жительства, а при проживании ребенка с законным представителем в жилом помещении, используемом по договору социального найма, не исключен обмен указанного жилого помещения с соблюдением правил, предусмотренных частью 4 статьи 72 ЖК РФ.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Наличие или отсутствие регистрации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в определенном жилом помещении само по себе не означает наличие (отсутствие) места жительства у гражданина указанной категории в этом жилом помещении и наличие (отсутствие) права пользования им. Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) не может являться основанием для отказа во включении его в список.
При этом следует учитывать, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретают самостоятельного права на жилое помещение опекуна (попечителя), за исключением случая, когда подопечные признаются членами семьи опекуна (попечителя), являющегося собственником жилого помещения. При отсутствии у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности или пользования по договору социального найма они признаются нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями на основании абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
В ранее занимаемых ими помещениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, остаются проживать в случае проживания лица, назначенного опекуном (попечителем), по месту своего жительства в том же жилом помещении.
Таким образом, место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их устройства в семью или в организацию для указанной категории граждан не всегда совпадает с местом нахождения жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является ребенок (а иногда может находиться даже в другом субъекте РФ). Возможность проживания в жилом помещении и (или) возврата ребенка в него после прекращения попечительства устанавливается при формировании списка с учетом обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Если проживание в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя которого либо собственником которого является ребенок, возможно, основания для предоставления ему специализированного жилого помещения отсутствуют. Напротив, если установлена невозможность проживания гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, ему должно быть предоставлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 159-ФЗ, жилое помещение, которое и станет местом его жительства.
Изменение места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (их законных представителей), либо формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если это влечет изменение места жительства детей (например, выезд из специализированного учреждения в семью опекуна), должно быть отражено в списке. На случай переезда из одного субъекта РФ в другой субъект РФ в законодательстве субъекта РФ должен быть установлен порядок взаимодействия между органами исполнительной власти субъектов РФ в целях своевременной передачи учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендуемый срок передачи учетных дел составляет от 5 до 10 рабочих дней.
Поскольку жилое помещение, принадлежащее ребенку на праве собственности или праве пользования по договору социального найма, может находиться в одном субъекте РФ, а место его жительства (определяемое по месту жительства назначенного в установленном порядке законного представителя или устройства в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - в другом субъекте РФ, в законодательстве субъекта РФ должен быть также установлен механизм взаимодействия между субъектами РФ по вопросам выявления имеющихся у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и проверки указанных помещений на предмет наличия обстоятельств, предусмотренных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ и законодательстве субъекта РФ. Сведения о состоянии жилого помещения и составе проживающих в нем граждан, в том числе акт обследования жилого помещения, решение межведомственной комиссии о признании его непригодным для проживания, должны быть получены от органов субъекта РФ, на территории которого находится жилое помещение. При этом признание проживания в таком жилом помещении невозможным осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет место жительства, в частности, у опекуна (попечителя), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пример. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, проживал в субъекте 1 РФ в жилом помещении, перешедшем в его собственность в порядке наследования. Опека над ребенком была установлена в субъекте 2 РФ, где проживают его дальние родственники. Находясь под опекой, а затем под попечительством, ребенок проживал на территории субъекта 2 РФ, откуда был призван на срочную военную службу, по окончании которой встал вопрос о реализации им права на получение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такой гражданин в случае признания невозможным его проживания в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, подлежит включению в список, формируемый в субъекте 2 РФ. Для установления возможности или невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в субъекте 1 РФ, необходимо обследовать это помещение с точки зрения его соответствия предъявляемым к жилым помещениям требованиям, запросить в субъекте 1 РФ документы о составе проживающих в жилом помещении и зарегистрированных в нем гражданах. Соответственно, для признания невозможности проживания гражданина в указанном жилом помещении необходимо взаимодействие органов исполнительной власти субъекта 1 РФ и субъекта 2 РФ. Решение о признании невозможным проживания в жилом помещении принимает орган исполнительной власти субъекта 2 РФ на основании документов, представленных уполномоченными органами субъекта 1 РФ.
Место жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует определять аналогичным образом, если они были включены в список до наступления совершеннолетия. В случае если по каким-либо причинам указанные лица не были своевременно включены в список и после прекращения попечительства их место жительства изменилось, например, при переезде в другой субъект РФ в связи с устройством на работу, место жительства указанных лиц должно определяться согласно статье 20 ГК РФ и статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации».
Установление в законодательстве субъекта РФ минимального срока, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны проживать на территории субъекта РФ, в качестве условия реализации их права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, этого субъекта РФ является неправомерным.
Орган опеки и попечительства субъекта РФ включает гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также гражданин), в список после проведения проверки представленных документов и наличия установленных Федеральным законом № 159-ФЗ и законодательством субъекта РФ оснований (обстоятельств). Проверка проводится в порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ*, и включает в себя:

_____________
*Модельный закон и модельное постановление.

    определение места жительства гражданина. В случае обращения заявителя в ненадлежащий орган (не по месту жительства гражданина) орган опеки и попечительства субъекта РФ, в который поданы заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы, обязан в течение срока, установленного законодательством субъекта РФ, направить документы в надлежащий орган исполнительной власти субъекта РФ, письменно уведомив об этом заявителя;
    проверку установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего и полномочий его законных представителей;
    установление нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение обеспеченности жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма, признание невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении).
Если лицо, подлежащее включению в список, имеет жилое помещение на праве собственности или пользования по договору социального найма, невозможность проживания в нем устанавливается отдельным актом органа опеки и попечительства субъекта РФ о признании невозможным проживания в жилом помещении. Данный акт может быть обжалован заявителем вместе с решением органа опеки и попечительства субъекта РФ об отказе во включении гражданина в список или отдельно от этого решения.
На основании проведенной проверки и принятия акта о возможности или невозможности проживания в ранее занимаемом гражданином жилом помещении орган опеки и попечительства субъекта РФ выносит одно из следующих решений:
    о включении гражданина в список;
    об отказе во включении гражданина в список.
Решение оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством субъекта РФ. Копия акта направляется заявителю.
Решение об отказе во включении гражданина в список принимается в случае отсутствия предусмотренных законодательством оснований и может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
В случае изменения обстоятельств и возникновения до достижения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет новых оснований для включения детей в список законные представители вправе повторно обратиться с заявлением о включении подопечных в список.
3.5. Порядок предоставления и использования жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет ГК РФ связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (пункт 2 статьи 21) или его эмансипацией (пункт 1 статьи 27). С момента заключения включенным в список ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, брака или принятия органом опеки и попечительства либо судом решения о его эмансипации такой гражданин вправе получить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта РФ. К таким случаям могут, в частности, относиться окончание пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения (получением общего образования), признание органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания ребенка по достижении 16 лет с законным представителем.
Как правило, завершение пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связано с получением им среднего (полного) общего образования и приходится на 16-18-летний возраст детей. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» общее образование является обязательным (пункт 3 статьи 19). Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если общее образование не было получено обучающимся ранее. В то же время с согласия законных представителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с законными представителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (пункты 4, 6 статьи 19).
В соответствии с Трудовым кодексом РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования или продолжения освоения основной образовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Таким образом, несовершеннолетний может завершить пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с окончанием обучения (получением только основного общего образования или до получения основного общего образования) и трудоустройством.
Завершение пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть также связано с разрешением ребенку заниматься предпринимательской деятельностью (с согласия законных представителей, оформленного нотариально)*, получением им самостоятельного дохода и окончанием обучения, когда его содержание в данной организации вне зависимости от эмансипации ребенка является нецелесообразным.

_____________
* Подпункт «з» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При указанных обстоятельствах, связанных с трудоустройством ребенка, наличием у него самостоятельного дохода, завершением обучения или пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление такому ребенку до достижения 18-летнего возраста жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от его эмансипации.
Предоставление несовершеннолетнему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения может быть обусловлено в законодательстве субъектов РФ разрешением в соответствии с пунктом 2 статьи 36 ГК РФ раздельного проживания несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста, с его законным представителем (попечителем), в том числе при нецелесообразности его содержания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом № 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий пункта 1 статьи 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено:
    после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования;
    после окончания прохождения военной службы по призыву;
    после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе № 159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и др.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения может быть принято только в отношении граждан, включенных в список.
Такое решение принимает орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение о предоставлении конкретного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается в форме соответствующего правового акта. О принятом решении о предоставлении жилого помещения орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уведомляет орган опеки и попечительства субъекта РФ и самого гражданина, которому предоставляется жилое помещение.
Жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно.
Жилое помещение должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). С письменного согласия указанного лица (законных представителей несовершеннолетнего) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения может быть предоставлено на территории иного населенного пункта в границах субъекта РФ, на территории которого лицо включено в список.
Предоставление жилого помещения должно осуществляться по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма. Норма предоставления - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (часть 2 статьи 50 ЖК РФ). Норма предоставления, по общему правилу, устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 ЖК РФ). Поэтому для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданину указанной категории. Федеральное законодательство не обязывает учитывать при предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, членов семьи гражданина, например, детей и супруга. Предоставление такого жилого помещения с учетом несовершеннолетних детей и супруга гражданина может быть предусмотрено в законодательстве субъектов РФ.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается не позднее 15 рабочих дней с даты предоставления жилого помещения между органом субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступающим от имени наймодателя, и гражданином, которому предоставлено жилое помещение, являющимся нанимателем.
Типовая форма договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждается Правительством РФ.
Если жилое помещение предоставляется несовершеннолетнему, не являющемуся полностью дееспособным, договор заключается в соответствии с пунктом 1 статьи 26 ГК РФ с несовершеннолетним с письменного согласия его законного представителя. Законный представитель должен осуществлять в этом случае с учетом интересов несовершеннолетнего контроль за качеством предоставляемого жилого помещения, его соответствием установленным требованиям, местом его расположения.
В связи с предоставлением жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ, за гражданином сохраняется имеющееся у него в собственности, в том числе долевой, ранее занимаемое жилое помещение, поскольку ГК РФ, Федеральным законом № 159-ФЗ и ЖК РФ не предусмотрено такое основание прекращения права собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как их обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а в последующем - по договору социального найма.
К пользованию специализированным жилым помещением применяются правила, предусмотренные для социального найма, в частности, статья 65 ЖК РФ (права и обязанности наймодателя), части 3, 4 статьи 67 ЖК РФ (обязанности нанимателя), статья 69 ЖК РФ (права и обязанности членов семьи нанимателя).
Наниматель вправе вселить в жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве членов своей семьи несовершеннолетних детей и супруга.
Вселение других родственников, нетрудоспособных иждивенцев должно быть ограничено и находиться под контролем наймодателя (статья 70 ЖК РФ). Наймодатель может запретить вселение в жилое помещение иных лиц в качестве членов семьи нанимателя, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы, то есть возникнет нуждаемость в предоставлении жилого помещения. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя только в судебном порядке в исключительных случаях. Препятствием для их вселения может также служить несогласие наймодателя при уменьшении общей площади на каждого члена семьи ниже учетной нормы.
Прекращение семейных отношений с нанимателем должно приводить к прекращению права пользования жилым помещением бывших членов семьи нанимателя. По окончании срока договора найма специализированного жилого помещения при заключении договора социального найма занимаемого жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения на новый срок в договор подлежат включению только члены семьи нанимателя (часть 3 статьи 69, часть 6 статьи 100 ЖК РФ), бывшие члены семьи нанимателя включению в договор не подлежат. Жилое помещение специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве меры социальной поддержки граждан именно этой категории, поэтому пользование указанным жилым помещением иными лицами при отсутствии законных оснований, в том числе бывшими членами семьи нанимателя, должно быть исключено.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет. Этот срок не может быть сокращен.
Федеральным законом № 159-ФЗ не предусмотрена возможность обмена жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или предоставления другого жилого помещения в случае изменения нанимателем места жительства. Право на обмен предусмотрено ЖК РФ только в отношении жилых помещений, используемых по договорам социального найма. В связи с этим обменять занимаемое жилое помещение наниматель вправе после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения и заключения договора социального найма в отношении того же жилого помещения.
Жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежит приватизации, то есть передаче в собственность нанимателя, а также сдаче нанимателем в поднаем.
После окончания срока договора найма специализированного жилого помещения при отсутствии оснований для заключения договора на новый срок либо по окончании повторно заключенного договора найма специализированного жилого помещения занимаемое нанимателем жилое помещение за ним сохраняется. Орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимает решение об исключении занимаемого нанимателем жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении в отношении этого жилого помещения договора социального найма. Жилое помещение переходит в фонд социального использования субъекта РФ.
Типовой договор социального найма жилого помещения утвержден постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315.

3.6. Заключение договора найма специализированного жилого помещения на новый срок
Контроль за использованием жилых помещений, предоставленных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, должен быть возложен, помимо собственника, от имени которого выступает орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на орган опеки и попечительства субъекта РФ. Данная форма контроля входит в систему мер социальной (постинтернатной) адаптации, осуществляется с целью выявления обстоятельств, которые свидетельствуют о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и являются основанием однократного заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Перечень таких обстоятельств и порядок их установления определяется в законодательстве субъектов РФ*. Указанный порядок должен включать:

_____________
*Модельный закон и модельное постановление.

    примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
    периодичность и характер проверок органом опеки и попечительства субъекта РФ условий жизни нанимателя и исполнения им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения;
    порядок взаимодействия органа опеки и попечительства субъекта РФ и органа субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
    процедуру обращения в орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок и перечень представляемых документов.
Обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, могут, в частности, признаваться:
    неудовлетворительная адаптация нанимателя к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий;
    длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.
Такого рода обстоятельства могут выступать основанием для заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок только при условии, что их преодоление невозможно самостоятельными усилиями нанимателя и членов его семьи и требует оказания содействия. Кроме того, эти обстоятельства (в отдельности либо в той или иной совокупности) влияют на характер использования жилого помещения и выполнение нанимателем своих обязанностей по договору найма и признаются требующими содействия в преодолении, если они создают угрозу для утраты нанимателем права пользования предоставленным ему жилым помещением.
Орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен информировать орган опеки и попечительства субъекта РФ о фактах нарушения нанимателем и членами его семьи обязанностей по договору найма, жалобах соседей, актах и предписаниях органов жилищного контроля и надзора, принятых правоохранительными органами мерах, о которых известно наймодателю. В свою очередь орган опеки и попечительства субъекта РФ должен проводить регулярные проверки условий проживания нанимателя в предоставленном жилом помещении, отслеживать жизненную ситуацию нанимателя и выявлять обстоятельства, которые создают угрозу для прекращения его права пользования жилым помещением (часть 3 статьи 101 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях.
В то же время согласно части 5 статьи 103 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. Поэтому даже при нарушении обязательств по договору найма специализированного жилого помещения указанные лица в случае расторжения с ними договора найма должны обеспечиваться иным жилым помещением.
Возникновение угрозы расторжения договора найма специализированного жилого помещения, а также невозможности исполнения нанимателем своих обязательств по договору в связи с отмеченными обстоятельствами должно признаваться основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок. С заявлением о заключении такого договора в связи с трудной жизненной ситуацией в орган опеки и попечительства субъекта РФ может обратиться и сам наниматель.
Решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок принимает орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства субъекта РФ о выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. К акту прилагаются документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств*.

_____________
* Модельное постановление.

Вопрос о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый срок может быть предметом рассмотрения межведомственной комиссии*.

_____________
* Подраздел 2.2 раздела 2 настоящих Рекомендаций.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый срок только один раз. При заключении договора найма специализированного жилого помещения срок действия нового договора, как и первоначального, составляет 5 лет и не подлежит сокращению.

С.ВИТЕЛИС,
и.о. директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

__________________________________
Образовательное право: примечание

«Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержат приложения, которые в «ОП» не публикуются:
    Приложение № 1. Модель закона субъекта Российской Федерации «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    Приложение № 2. Модель постановления правительства субъекта Российской Федерации «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с приложением модельных:
    перечня документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    порядка установления невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются;
    порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.