МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 8 октября 2012 г. № ИР-864/07

О направлении рекомендаций

В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вступает в силу с 1 января 2013 г.), Минобрнауки России в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляет для использования в работе Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заместитель министра И.РЕМОРЕНКО

Приложение
к письму Минобрнауки России
от 8 октября 2012 г. № ИР-864/07

Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

Настоящие Рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации* и органам местного самоуправления и обеспечения единообразного и эффективного применения указанными органами положений Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29 февраля 2012 г.
№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и содержат рекомендации:

_____________
*Далее - РФ.

    по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации управления таким фондом;
    по установлению оснований для признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, в том числе по установлению невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях;
    по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления им жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения;
    по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения и заключению указанных договоров;
    по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и являющихся основанием для однократного заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый срок;
    по разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального закона от 29 февраля 2012 г.
№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Организационно-правовые условия реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

2.1. Законодательство, регулирующее обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предусмотренный им новый порядок предоставления жилых помещений гражданам указанной категории
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты «ж», «к» части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются:
    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*;

_____________
*Далее - Федеральный закон № 159-ФЗ.

    Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ;
    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*.

_____________
*Далее - Федеральный закон № 15-ФЗ.

Последним Федеральным законом предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который начинает действовать с 1 января 2013 года. Федеральным законом № 15-ФЗ:
1) изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ;
2) в ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма:
    в главе 9 «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая статья 98.1 «Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    в главу 10 «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» введена новая статья 109.1 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
    статья 103 главы 10 «Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими» дополнена новой частью 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта;
3) предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»* перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

_____________
* Далее - Федеральный закон № 184-ФЗ.

4) новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо разработать соответствующее законодательство субъектов РФ.
На уровне субъектов РФ должны быть приняты нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным Федеральным законом № 15-ФЗ к компетенции субъектов РФ, а также развивающие нормы федеральных законов в сфере жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способствующие реализации положений федерального законодательства. В нормативных правовых актах субъектов РФ, разработанных на основе Федерального закона № 15-ФЗ, не следует дублировать положения Федерального закона
№ 159-ФЗ, ЖК РФ, Федерального закона
№ 15-ФЗ. В них не могут содержаться ограничения, не предусмотренные указанными федеральными законами и не следующие из федерального законодательства.
В нормативных правовых актах субъекта РФ необходимо определить:
    порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
    порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями*;

_____________
* Модельный закон субъекта РФ, принимаемый в соответствии с Федеральным законом
№ 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (приложение № 1 к настоящим Рекомендациям) (далее - модельный закон).

    перечень документов, представляемых для включения в список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
    дополнительные обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма*;

_____________
* Модельный закон

    порядок установления невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в их собственности либо в пользовании по договору социального найма;
    перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации*;

_____________
* Модельный закон.

    порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации*;

_____________
*Модельное постановление.

    порядок обеспечения сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и подготовки жилых помещений к заселению указанными лицами*.

_____________
*Модельный закон.

Органы государственной власти субъектов РФ должны:
    сформировать специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достаточный для своевременного решения жилищной проблемы лиц указанной категории;
    своевременно предоставлять жилые помещения указанного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их социальной адаптации при прекращении попечительства со стороны государства (организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) или назначенных попечителями граждан, а в определенных случаях - до достижения детьми возраста 18 лет;
    осуществлять контроль за сохранностью и использованием жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные функции осуществляются органами государственной власти субъектов РФ за счет собственных средств.
Для решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна применяться следующая форма (способ) обеспечения жилым помещением: предоставление жилого помещения для указанных лиц по договору найма специализированного жилого помещения на пять лет. В последующем, после окончания срока договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение исключается из специализированного фонда и в отношении него заключается договор социального найма. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен однократно на новый пятилетний срок при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации.
Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы граждан указанной категории, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть реализована установленная Федеральным законом № 159-ФЗ форма предоставления жилых помещений.
В то же время субъекты РФ в рамках предоставленных полномочий и исполняемых расходных обязательств могут установить, помимо предусмотренной федеральной гарантии решения жилищной проблемы лиц указанной категории, дополнительные гарантии, например, предоставление жилых помещений по нормам площади, превышающим установленные для предоставления жилых помещений соответствующего жилищного фонда; льготы (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; проведение ремонта жилого помещения и т.п.*

_____________
*Модельный закон.

2.2. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, реализующие полномочие субъекта РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наделение указанным полномочием органов местного самоуправления
Федеральным законом № 15-ФЗ полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к государственному полномочию, осуществление которого сосредоточено в компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Региональная модель реализации федеральной гарантии обеспечения жильем граждан указанной категории предполагает:
    формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящегося в государственной собственности субъекта РФ, за счет средств субъекта РФ;
    управление специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ;
    принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об исключении жилых помещений из указанного фонда органом исполнительной власти субъекта РФ;
    признание невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц;
    осуществление органом исполнительной власти субъекта РФ контроля за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма или собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и за распоряжением этими жилыми помещениями, а также обеспечение органом исполнительной власти субъекта РФ их надлежащего санитарного и технического состояния (обеспечение сохранности);
    формирование органом исполнительной власти субъекта РФ списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения о заключении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения и заключение этим органом указанного договора;
    принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения об однократном заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
    принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения о заключении с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения в отношении этого же жилого помещения договора социального найма и заключение указанным органом такого договора.
Осуществление государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется целесообразным отнести к компетенции по крайней мере двух органов исполнительной власти субъекта РФ:
    органа исполнительной власти субъекта РФ, который ведет работу непосредственно с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, их законными представителями, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам обеспечения жилыми помещениями (устанавливает наличие оснований для предоставления жилых помещений и формирует список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, контролирует сохранность жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей которых либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);
    органа исполнительной власти субъекта РФ, который, действуя от имени собственника жилищного фонда, формирует специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет из него жилые помещения, заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоры найма специализированного жилого помещения и договоры социального найма жилого помещения, осуществляет контроль за использованием и сохранностью специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Функции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан или в сфере социальной защиты населения (далее - орган опеки и попечительства субъекта РФ). Для эффективной реализации возложенных на указанный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ полномочий часть этих функций должна осуществляться его территориальными органами.
В целях своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует провести необходимые организационные мероприятия по увеличению численности сотрудников, осуществляющих указанное полномочие, из расчета 1 штатная единица в органе исполнительной власти субъекта РФ не более чем на 500 нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 1 штатная единица в территориальном подразделении органа исполнительной власти субъекта РФ не более чем на 50 лиц указанной категории, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
К компетенции органа опеки и попечительства субъекта РФ следует отнести следующие вопросы (функции):
    формирование единого по субъекту РФ списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    установление невозможности проживания лиц указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях;
    выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и однократного заключения с нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок;
    осуществление контроля за использованием жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании (по договору социального найма) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и за распоряжением указанными жилыми помещениями (обеспечение сохранности);
    принятие мер по обеспечению возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемые жилые помещения при возможности проживания в них.
Функции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, управляющего специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ в области жилищно-коммунального хозяйства, жилищного строительства, управления имуществом или специализированный орган по управлению жилищным фондом субъекта РФ.
К компетенции органа субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует отнести следующие вопросы (функции):
    формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе включение жилых помещений в фонд и исключение из него жилых помещений;
    управление указанным жилищным фондом и его содержание; принятие решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключение указанного договора;
    принятие решения об однократном заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок и заключение указанного договора;
    принятие решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключении договора социального найма жилого помещения, заключение указанного договора.
Таким образом, органами, ответственными за обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, а специализированный жилищный фонд для указанных лиц формируется как государственный жилищный фонд, находящийся в собственности субъекта РФ.
Для рассмотрения сложных или спорных вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ может быть образована межведомственная комиссия*.

_____________
*Например, Положение о межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 ноября 2010 г. № 41; Положение о городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденное распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г.
№ 547-РП. Межведомственные комиссии, образованные ранее, должны с 1 января 2013 г. руководствоваться положениями Федерального закона № 159-ФЗ и ЖК РФ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагаются содержание этих помещений и управление ими*.

_____________
*Согласно разъяснению Верховного суда РФ к компетенции органов местного самоуправления в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относятся учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания // Обзор судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2009 г. (ответ на вопрос 3), утвержденный постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.

В этом случае органы местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ, формируют список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устанавливают невозможность проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях и выявляют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. В том случае, если органы местного самоуправления в рамках осуществления указанного государственного полномочия формируют список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, уполномоченным органом субъекта РФ, контролирующим осуществление органами местного самоуправления соответствующего государственного полномочия, должен формироваться единый по субъекту РФ список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формирование списка только на уровне органов местного самоуправления не допускается.
Вопрос о наделении органов местного самоуправления рассматриваемым государственным полномочием решается органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно исходя из экономической и иной практической целесообразности. При наделении органов местного самоуправления указанным полномочием финансовые взаимоотношения субъекта РФ и муниципального образования с учетом всех аспектов выполнения передаваемого полномочия регулируются в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданного им государственного полномочия осуществляется органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

2.3. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды входящих в него жилых помещений и требования, предъявляемые к ним
В соответствии со статьей 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются видом специализированного жилищного фонда. Жилищный фонд для указанных лиц должен изначально формироваться как специализированный жилищный фонд, а не как фонд социального использования.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона № 15-ФЗ в государственной собственности субъекта РФ. Содержание такого специализированного жилищного фонда и управление им возлагаются соответственно на субъекты РФ и относятся к их расходным обязательствам.
Использование жилого помещения в качестве специализированного, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду. Жилое помещение включается в специализированный фонд решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Такой порядок в настоящее время определен Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42.
Следует иметь в виду, что нарушение требований ЖК РФ и указанных Правил при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления заинтересованными лицами в суд требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц*.

_____________
*Подпункт «в» пункта 41 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Для отнесения жилых помещений к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявитель представляет в орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) документ, подтверждающий право собственности, хозяйственного ведения на жилое помещение или право оперативного управления им;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Заявитель должен быть собственником жилого помещения или обладать правом хозяйственного ведения либо оперативного управления в отношении жилого помещения или быть уполномоченным на представление интересов обладателя указанных вещных прав*.

_____________
*Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типового договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных поселенцев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г.
№ 42; определение Верховного суда РФ от
3 июня 2010 г. № КАС10-269 об оставлении без изменения решения Верховного суда РФ от 31 марта 2010 г. № ГКПИ10-164.

Заявление рассматривается органом субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 дней с даты подачи документов.
Указанный орган принимает решение об отнесении жилого помещения к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо об отказе в таком отнесении. Решение принимается соответствующим органом субъекта РФ в форме правового акта.
Информация о принятом решении направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется также в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Отказ в отнесении жилого помещения к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.
В связи с изложенными федеральными правилами отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду на уровне субъекта РФ надлежит определить:
    орган субъекта РФ по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к компетенции которого отнесены включение жилых помещений в указанный жилищный фонд и их исключение из него;
    возможность и порядок включения имеющихся в собственности муниципальных образований или субъекта РФ жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с компенсацией муниципальным образованиям средств на строительство или покупку жилых помещений и восполнение состава объектов, переведенных в специализированный жилищный фонд;
    механизм приобретения в собственность субъекта РФ жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закупка, строительство и др.).
Процедура отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду не может иметь формального характера. Жилое помещение, которое планируется включить в специализированный жилищный фонд, должно быть проверено на соответствие предъявляемым к нему требованиям (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). В перечень документов, представляемых в целях отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, входит заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество (пункт 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду).
В качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут использоваться только индивидуальные жилые дома и квартиры (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Включение в указанный специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире или жилом доме законодательством не допускается. Часть жилого дома, часть квартиры и комната не могут быть включены в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлены им по договорам найма специализированного жилого помещения.
Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Такие требования установлены в настоящий момент Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.
Помимо этого жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (пункт 7 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены указанным Положением. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ.
В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, газоснабжение). Таким образом, в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны включаться жилые помещения, находящиеся в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, по возможности - новые жилые помещения, которые в полной мере будут отвечать требованиям благоустроенности.
Специализированные жилые помещения по сравнению с жилыми помещениями фонда социального использования имеют ограниченный режим использования и распоряжения. Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, для которых они и предназначены. Кроме того, исключена приватизация специализированных жилых помещений, то есть передача их в собственность нанимателям и (или) членам их семей*.

_____________
*Подраздел 3.5 раздела 3 настоящих Рекомендаций.

3. Основания и порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3.1. Категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По договору найма специализированного жилого помещения жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются следующим категориям граждан:
    детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
    отсутствием родителей или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах;
    признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными либо ограничением родителей в дееспособности;
    нахождением родителей в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
    уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Такое раскрытие понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» согласуется с положениями Семейного кодекса РФ* (пункт 1 статьи 121), согласно которым защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивается в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

_____________
*Далее - СК РФ.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ).
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ). Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и установление их статуса позволяют реализовать предусмотренные законом гарантии, включая обеспечение таких детей жилыми помещениями. Право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Веденный Федеральным законом № 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом № 15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ.
Первоначально право детей, помещенных на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям), по окончании срока их пребывания в государственном детском учреждении, а детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), по достижении совершеннолетия, на обеспечение вне очереди жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, было предусмотрено Жилищным кодексом РСФСР 1983 г. (пункт 2 статьи 37, пункт 3 статьи 60), введенным в действие с 1 января 1984 года.
В дальнейшем право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений было предусмотрено действующим с 27 декабря 1996 г. Федеральным законом № 159-ФЗ.
Перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке был расширен впоследствии ЖК РФ, введенным в действие с 1 марта 2005 года. Как отмечалось в определении Конституционного суда РФ от 7 июня 2011 г. № 746-О-О по жалобе гражданина Л.Л. Юнусова на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях - как на основании пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), что соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании пунктов 2-4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ регулировали, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в силу принципа «последующий закон отменяет предыдущий» суды и другие правоприменительные органы должны были исходить из того, что приоритет имеют нормы ЖК РФ как федерального закона, принятого позднее.
С 1 января 2013 г. одновременно начинают действовать новые нормы как ЖК РФ, так и Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, которыми следует руководствоваться при решении вопроса об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 15-ФЗ, если на момент решения вопроса о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, они не реализовали своего права с соблюдением условий, определенных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а в соответствующих случаях - пунктом 4 этой статьи, должны обеспечиваться как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от возраста указанных лиц.
Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 г., указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным судом РФ таким образом, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено ЖК РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В связи с этим дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должны были приниматься на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений вне очереди по договорам социального найма. Соответственно отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 1 января 2013 г. не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 1 января 2013 года.
При соблюдении условий, определенных в абзаце первом пункта 1 и пункте 4 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, в период заключения родителей под стражу или отбывания ими наказания, нахождения родителей на стационарном лечении, подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, если до достижения указанными детьми возраста 18 лет родительское попечение не было восстановлено.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

Продолжение следует