Работа по «совершенствованию» нового проекта закона «Об образовании в РФ» не прекращается и, похоже, будет продолжаться до последнего момента. На обсуждение депутатов выходит уже девятая версия документа. Лишь за последнее время в нем появилось много новшеств.
Это и введение педагогической экспертизы для всех нормативно-правовых актов, касающихся образования. Это и намерение властей вдвое сократить число диссертационных советов в вузах, оставив их только в ведущих университетах по ведущим специальностям. Это и отказ от «детализации», привязывающей среднюю зарплату педагогов к средней по экономике региона: «Ведь закон-то принимаем лет на 20 - вдруг со временем будет новый указ президента, поднимающий выплаты еще сильнее»,- разъяснил депутатам министр. Да и от определения образования как «услуги» власти решили отказаться: «Убежден, что это не услуга, а общественное благо», - заверил коммунистов Ливанов.
Впрочем, остались и камни преткновения, основным из которых является финансирование образования. По словам министра, оно будет возрастать: с 2,38 трлн в 2011 году до 2,89 трлн в 2013-м. Однако это консолидированный бюджет, т. е. средства, выделяемые на всех уровнях власти - от федеральной до муниципальной. А у муниципалов, понятно, денег нет - равно, как и у регионов, подавляющее большинство которых являются у нас дотационными. Государство же, резонно указали депутаты, «сокращает трансферты в регионы с нынешних 75 млрд в нынешнем году до 51 млрд в 2014-м. А дальше их и вовсе не предусматривает. А где регионы возьмут деньги на детские сады и школы?» (Кстати, обещанное повышение зарплат педагогам, признал в ходе беседы министр, тоже перейдет на региональный уровень).
Договорились и по балансу платного и бесплатного образования:
- Мы не планируем сокращать число бюджетных мест в вузах, - заверил глава Минобрнауки. - Просто сейчас их количество слишком велико: оно уже превысило число выпускников школ - поэтому, кстати, и в среднее профобразование никто не идет. Да и не надо бояться частника! Я за то, чтобы на развитие образования привлекать частные средства. Например, чтобы предприятие могло оплачивать студенческие практики или платить стипендии, решать другие социальные задачи. А потом выпускник отработал бы вложенные средства или вернул бы деньги. Такая возможность заложена в законе.
- Если сравнить то, что мы услышали сегодня, с вашим первым интервью при вступлении в должность, можно подумать, что мы встретились с другим руководителем, - подвел итог глава фракции Геннадий Зюганов. - Надеемся, что в вашем лице мы обретем если не сторонника, то хотя бы союзника. Но мы все-таки будем сражаться за наш законопроект. Особенно за долю ВВП, расходуемую на образование. У нас она сейчас 4,8%, и этот показатель планируется снизить. А в Бразилии на образование выделено 10% ВВП - прямо как в СССР при Сталине!

По материалам информационных агентств