- Реетта, правда ли, что в детстве вы давали имена камням и деревьям? И что это были за имена?
- Да, действительно, ребенком я любила гулять, придумывая названия полям, лесам, большим деревьям. У меня, например, были Добрый лес и Суровый лес, Камень колдуньи, о котором упоминается в книге «Сокровища лесных эльфов». Я много времени проводила наедине с природой, изучала растения, мне нравилась тишина, нравилось размышлять о том, как все устроено, придумывать всему собственные объяснения. Я считаю и часто об этом говорю, что у ребенка должно быть достаточно времени для фантазии и мечты, когда не надо куда-то бежать, что-то учить и сдавать. Придумывание имен и историй - очень важная составляющая детства, крайне необходимая каждому ребенку.

- Раз уж любовь к природе у вас появилась в детстве, вы, наверное, и поделки из лесных богатств любили делать?
- В детстве мы делали много всего. Игрушек было мало, и мы придумывали разные поделки из природных материалов. Все наши игры проходили на улице, там мы собирали травы, цветы, веточки. Делали украшения, в маленькое озеро пускали маленькие кораблики. В песке много играли, строили из камней лабиринты, города. Сейчас я провожу мастер-классы с детьми, во время которых мы делаем из природных материалов эльфов, насекомых. Детям эти мастерские очень нравятся, они в городах не так часто соприкасаются с природой, не имеют возможности потрогать природные материалы.

- «Сокровища лесных эльфов» - стихотворения в прозе. Как они появились? Как в вас все это соединилось?
- Стихи в прозе - это финская традиция. Мне всегда думалось, что я пишу прозаическую поэзию. Поэзию без рифмы. На самом деле я скорее поэт. Поэзия - это то, чем я действительно хочу заниматься. Когда я начала писать, строчки не желали подчиняться рифме, мне казалось, что рифма зажимает их в тиски. Тогда я решила освободиться от нее. Я нашла свой поэтический язык, который очень подходит под мой стиль, образ мышления. Этому можно дать разные названия.

- О чем вы рассказываете, когда встречаетесь с ребятами? Способны ли вы вот так с ходу вместе с юными читателями сочинить новую сказку?
- Я все время стараюсь следовать за детьми. Мне очень нравится встречаться с ними, читать им. Рассказывать о своих текстах, о своих книгах, о писательстве, что это за труд. Обычно детей интересуют конкретные вещи. Например, как рождается книжка. Но я также делаю мастер-классы, в рамках которых мы сочиняем: придумываем голоса и звуки историям, пишем музыку, сказки, песни. Главное - мой мастер-класс не имеет жесткой структуры, я всегда готова подстроиться под желания ребят. Любой вопрос ребенка может поменять направление разговора. Если у них появляется интересный вопрос, или они хотят о чем-то особенно узнать, я всегда с ними отправляюсь в это путешествие.

- Вы работаете штатным писателем в школе. Что это такое?
- Да, я действительно работаю в школе писателем. Мы делаем проекты, которые интересуют ребят разных возрастов. Например, мы писали комиксы и рисовали их, писали стихи, делали книжки. Мы много разговариваем о книгах, много читаем. Дети сами читают, и я им читаю. Моя задача - вдохновить их, привлечь к чтению. Я тот взрослый в школе, что не оценивает их успехи, не ставит оценки. Я пытаюсь объединить детей и книгу, поставить книгу и чтение на первый план. Для меня очень важно быть вместе с детьми, быть для них чем-то существенным. Дети знают, что я есть в школе, они могут ко мне в любой момент подойти и поговорить о чем угодно.
- Как много в ваших книгах вас самой? Бывает, что вы списываете с друзей, окружающих?
- Конечно, в моих книгах много вещей, которые рассказывают обо мне. Я бы даже сказала, что все мои книги рассказывают обо мне. Потому что мой язык - это часть меня, моего самосознания, моего воображения. В свою книгу я помещаю вещи, которые встречаю в жизни, мои переживания, встречи. Но я не могу сказать, что этот или этот отрывок взят оттуда-то или оттуда-то. Не встретишь там и конкретного человека. Если говорить о книге «Сокровище лесных эльфов», то в ней много воспоминаний моего детства. Скорее я говорю там о своих чувствах и переживаниях, а также о тех впечатлениях, которые я получила в детстве или уже будучи взрослой. Те впечатления, которые мы получаем в зрелом возрасте, тоже можно описывать детям.

- Какие книжки вы сами с удовольствием читаете?
- Я читаю много научно-популярной литературы. Сейчас это книги о звездах и космосе. Меня космос всегда интересовал. Так же я читаю много научной фантастики. Мне нравятся книжки, в которых есть открытия, есть свой особый ритм, который увлекает меня настолько, что я не могу остановиться. Самое главное - все время читать.

- На русский язык переведены уже две ваши книги. Расскажите о последней.
- «Конюшня на Еловой горке. Аня идет в пони-клуб» - книга о лошадях и верховой езде. Мне интересно, как ее воспримут в России, ведь у вас интерес к лошадям тоже велик. Любовь к лошадям нас в чем-то объединяет. Пускай ребята больше узнают об этих животных, полюбят их, научатся с ними общаться.

- Вы частый гость в России, бывали в Карелии, на Урале, в Москве, Санкт-Петербурге. Вам интересна наша страна? Какими вы находите российских ребят?
- Да, я бываю в России. Интерес развивался постепенно - чем больше я путешествовала, тем больше мне хотелось узнавать. Россия - вдохновляющая страна. И чтобы понять ее, мне хочется знать о России все больше и больше. Я чуть-чуть говорю по-русски. Но когда мою книгу перевели на русский язык, я удивилась. Вот уж никогда не думала, что меня переведут. Конечно, благодаря переводам моих книг на русский возрос и мой интерес к России. Мы проводили интересные мастер-классы. Они несколько отличались от тех, которые я провожу в Финляндии. Русские дети прекрасны. В них огромная энергия, я ценю то, как они реагируют, как они вовлекаются в обсуждение, в разговор, несмотря на то что к ним приходит человек, который не говорит на их языке. На самом деле очень смелые ребята.

- Может быть, вы знаете какое-нибудь универсальное средство, чтобы увлечь ребят чтением?
- Это важный вопрос. Но мне кажется, что нет универсального средства. Этих средств должно быть много, десятки. Для каждого ребенка свое. Прежде всего взрослые должны быть сами вовлечены в чтение. Они должны с радостью вести ребенка в библиотеку, покупать книги, должны разговаривать о детских книгах с детьми: прочитал ли, что понравилось. Взрослые должны найти те книги, которые вернули бы ребенка к чтению, привлекли бы.
В школьных классах должны быть книжные полки, уголки чтения. Немалую роль играют школьные библиотеки. Детей надо все время поддерживать и поощрять, когда они берут книжку с полки. Даже если ребенок заинтересуется комиксом, взрослый не должен осуждать его за это. Только поддерживать: «Здорово!» И потихоньку можно подсказать ребенку, указать на книжку, которая не является массовой. В данном случае я не говорю о комиксах как о массовой литературе. Комиксы, графические романы зачастую бывают блестящими. Это один из видов литературы - очень и очень важный, который надо развивать и поддерживать. Когда дети читают комиксы, они одновременно учатся прочитывать картинки.
Способов читать книги много. Я, например, совсем недавно посоветовала своим хорошим знакомым читать вместе по вечерам, пусть папа читает, а ребенок следит за текстом. Это один из способов увлечь ребенка чтением. Пример взрослых очень важен. Ребенок должен видеть, что взрослые читают.
У нас в школе проводится читательский пикник. Ученики с учителями выходят на лужайку и читают.
Детей надо приглашать в мир чтения, так же как мы берем их в другие миры - в театр, на хоккей. Мы берем ребенка на матч, он видит, как реагирует взрослый. И вместе с нами ребенок радуется забитым шайбам, огорчается проигрышам своей команды. С литературой должно быть то же самое. Ребенок должен видеть, как мы читаем, как обсуждаем книги, как реагируем на них. Думаю, это основное правило привлечения детского внимания к чтению.