Гражданское право

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 27.06.2012 № 15-П
«По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б. Деловой»

Признание гражданина недееспособным должно иметь место лишь в тех случаях, когда иные меры защиты его прав и законных интересов оказываются недостаточными, Конституционный суд РФ признал:
- взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК РФ соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, а также на обеспечение прав и свобод других лиц и охрану иных конституционно значимых ценностей;
- взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК РФ не соответствующими Конституции РФ постольку, поскольку в действующей системе гражданско-правового регулирования не предусматривается возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина нарушения психических функций при решении вопроса о признании его недееспособным, соразмерных степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Федеральному законодателю надлежит в срок до 1 января 2013 года внести необходимые изменения в действующее гражданско-правовое регулирование в целях наиболее полной защиты прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами.
Впредь до вступления в силу нового правового регулирования взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 ГК РФ подлежат применению в ныне действующей редакции.
Конституционный суд РФ, в частности, отметил, что признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства означает существенное изменение его правового статуса: с момента вынесения судебного решения он на формально не определенный период считается утратившим возможность совершать гражданско-правовые сделки, а также исполнять обязанности и нести ответственность за свои действия.
Между тем обусловленная тем или иным психическим нарушением неспособность при осуществлении определенных прав и обязанностей в полной мере понимать значение своих действий или руководить ими далеко не всегда означает, что гражданин не в состоянии принимать осознанные самостоятельные решения во всех сферах социальной жизни и совершать юридически значимые действия, в частности мелкие бытовые сделки за счет собственной пенсии, направленные на удовлетворение собственных разумных потребностей и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Ограничение прав этих лиц, несоразмерное степени нарушения их психических функций, включая право лично помимо опекуна обращаться в органы публичной власти за защитой своих интересов, делает их социально уязвимыми и в значительной степени зависимыми от других лиц, в том числе если они проживают в психоневрологических интернатах и, следовательно, находятся вне системы семейных (родственных) отношений.
Избранная федеральным законодателем в качестве меры защиты прав и законных интересов лиц, страдающих психическими расстройствами, модель правового регулирования признания гражданина недееспособным и установления над ним опеки, не предполагающая учета индивидуальных особенностей конкретной личности и ее потребности в защите, не может рассматриваться как соответствующая современным стандартам прав человека.

Социальное обеспечение и социальное страхование

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 26.06.2012 № 646
«О внесении изменений в Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»

Скорректирован перечень документов и порядок их представления для назначения компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами.
Ежемесячная компенсационная выплата (в размере 1200 рублей) назначается лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Для назначения выплаты в орган, осуществляющий выплату пенсии, представляется пакет документов в соответствии с пунктом 6 «Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат...». Теперь, согласно внесенным поправкам в числе таких документов также упомянуты, в частности: документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина; справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход; согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода обучающимся, достигшим 14 лет, в свободное от учебы время. Также, в частности, определено, что отдельные документы должны запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а заявления могут представляться в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

ИНФОРМАЦИЯ Пенсионного фонда РФ

Со 2 июля 2012 года российские пенсионеры при наличии у них пенсионных накоплений могут подавать заявление в Пенсионный фонд - ПФР или негосударственный пенсионный фонд - на назначение и выплату средств пенсионных накоплений.
Сообщается, в частности, что:
- для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение трудовой пенсии (или уже являться пенсионером) и иметь средства пенсионных накоплений;
- за назначением выплаты необходимо обращаться в ту организацию, через которую гражданин их формирует, то есть либо в ПФР, либо в соответствующий негосударственный пенсионный фонд;
- помимо единовременной выплаты законом предусмотрены еще два вида выплат пенсионных накоплений: срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости. Срочная пенсионная выплата формируется за счет всех возможных поступлений на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, за исключением взносов, которые работодатель уплачивал в счет будущей пенсии своего сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования. Важной особенностью срочной пенсионной выплаты является то, что, если гражданин умирает даже после назначения ему такой выплаты, невыплаченный остаток средств пенсионных накоплений вправе получить его правопреемники. При этом остаток средств материнского капитала на накопительной части пенсии, а также доход от их инвестирования будет выплачен только правопреемникам по сертификату на материнский капитал - отцу ребенка или непосредственно детям;
- срочная пенсионная выплата и накопительная часть трудовой пенсии по старости будут ежегодно -
1 августа - корректироваться с учетом поступивших взносов.
Все контактные данные НПФ размещены на сайте ПФР, Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) и самих фондов.

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.06.2012 № 667
«Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Правила внутреннего контроля, действующие в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), подлежат приведению в соответствие с новыми требованиями в течение одного месяца.
Правила внутреннего контроля являются документом, который:
- регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
- устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
- определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Здравоохранение

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н
«Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 № 24726

В России обновлены правила организации первичной медико-санитарной помощи.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. Помощь включает следующие виды:
- первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
- первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
- первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу, который заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и их подразделениях. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций в зависимости от конкретных условий оказания помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.
В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных.
Рекомендуемая численность прикрепленного населения (взрослого населения в возрасте 18 лет и старше) на врачебных участках составляет:
на фельдшерском участке - 1300 человек;
на терапевтическом участке - 1700 человек (для сельской местности - 1300 человек);
на участке врача общей практики - 1200 человек;
на участке семейного врача - 1500 человек взрослого и детского населения;
на комплексном участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.
В приложениях к документу приведены правила и стандарты организации оказания первичной медико-санитарной помощи различными видами медицинских организаций и их структурных подразделений.

Основы государственного управления

ПРИКАЗ МВД России от 26.04.2012 № 366
«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему»
Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 № 24712

Государственная услуга по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему должна быть предоставлена в срок не более 30 дней со дня регистрации заявления.
Утвержденный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по выдаче гражданину РФ указанной лицензии.
В приложениях к регламенту приведены сведения о местонахождении, телефонах для справок, графике приема заявителей, официальных адресах сайтов МВД России и его территориальных органов на региональном уровне, а также образцы необходимых документов.