Учебная нагрузка

- Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196 регулирует вопросы учебной нагрузки педагогических работников в школе.
Так, определено, что объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
Этот порядок детализирован в Отраслевом соглашении по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ на 2012-2014 год от 22.02.2012 г. № СОГ-3/12.
В частности, установлено, что объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Объем учебной нагрузки, установленный учителям при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества обучающихся и часов по учебным планам и программам.
Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем образовательного учреждения, определяется при заключении с ним трудового договора, а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), - самим образовательным учреждением.
Если, действительно, изложенная в письме ситуация о том, что уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня) не произошло, то вы можете отстаивать свое право на объем учебной нагрузки, оговоренной в трудовом договоре.
Пенсия

- Засчитывается ли в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, работа в должности учителя в школе-интернате, расположенной в сельской местности, если объем выполняемой нагрузки меньше 18 часов в неделю?

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую  деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, в пункте 6 устанавливают, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» соответствующего списка, а также в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Школа-интернат, к сожалению, в понятие «школы всех наименований» согласно тексту соответствующего списка не входит. Для зачета периодов работы в этом учреждении в специальный стаж предъявляются определенные требования к объему учебной нагрузки.
Указанные выше Правила в пункте 4 устанавливают, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, работа в должности учителя в школе-интернате, расположенной в сельской местности, с 1 сентября 2000 года должна выполняться с полной нагрузкой - не менее 18 часов в неделю.

Отпуск

- Какова продолжительность отпуска учителя-логопеда логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения?

- Примечанием 2 приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» предусмотрено, что учителям-логопедам, работающим полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней.

Родители и школа

- На родительском собрании нам сообщили, что со следующего учебного года школа переходит на 6-дневное обучение. Наша семья является религиозной, и наша вера не позволяет работать и учиться по субботам. Имеем ли мы право требовать от школы соблюдения конституционного принципа свободы вероисповедания, предлагая официально пересмотреть расписание для нашего сына?

- В связи с подобным обращением в Администрацию Президента РФ по вопросу об обучении школьников, чьи родители (законные представители) являются верующими христианами-адвентистами, в рамках шестидневной учебной недели и невозможности перехода на иные учебные планы Минобрнауки России в своем письме от 23.12.2010 г. № МД-117-03 сообщило следующее.
Положения Конституции Российской Федерации и норм международного права в области образования и реализации прав на свободу совести и вероисповедания получили развитие в Законе Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон).
Пунктом 4 статьи 40 Закона установлено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Статья 52 Закона закрепляет право родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
Законом закреплено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подбора и расстановке кадров, ведении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, текущего контроля успеваемости обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона (ст. 32).
При этом вопросы, связанные с выбором системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, в том числе основаниями для отчисления обучающихся, воспитанников должны быть отражены в уставе образовательного учреждения и правилах внутреннего распорядка.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) образовательный процесс для обучающихся 2-11-х классов может быть организован как в режиме
5-дневной, так и в режиме
6-дневной учебных недель, в зависимости от уровня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями.
В соответствии с пунктом 10.7 требований СанПиН расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
Образовательные учреждения обязаны, соблюдая требования СанПиН, а также учитывая права родителей (законных представителей) и их приоритет в воспитании своих детей (статья 63 Семейного кодекса РФ), принимать во внимание пожелания родителей (законных представителей), в том числе при составлении расписания уроков в крайние дни недели (в том числе в субботу).
В случае невозможности удовлетворения пожеланий родителей (законных представителей) образовательным учреждением последние могут обратиться в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, к полномочиям которых Законом отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, в целях обеспечения права на получение образования детьми в иных образовательных учреждениях, образовательный процесс которых организован в режиме 5-дневной учебной недели.
Учитывая право каждого на свободу совести и вероисповедания, «соблюдение субботы» не может трактоваться в качестве грубого нарушения устава образовательного учреждения, в том случае если родители (законные представители) предприняли все необходимые и своевременные меры для согласования с образовательным учреждением индивидуального плана обучения ребенка.
Таким образом, Минобрнауки РФ считает, что законодательством предусмотрена возможность для родителей (законных представителей) обеспечить право на образование несовершеннолетних детей, независимо от вероисповедания, национальной или расовой принадлежности.
Для решения вашей проблемы в первую очередь необходимо обратиться к директору школы для обсуждения возможности обучения ребенка по индивидуальному плану.

Аттестация

- Вправе ли аттестационная комиссия провести аттестацию в отсутствие работника, изъявившего желание присутствовать на заседании аттестационной комиссии?

- В соответствии с пунктом 10 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. № 209, работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно должен уведомить аттестационную комиссию.
Педагогические работники, проходящие аттестацию для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, должны уведомить аттестационную комиссию о своем участии в ее заседании непосредственно в заявлении.
Педагогические работники, проходящие аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, свое желание об участии в заседании аттестационной комиссии изъявляют при их ознакомлении работодателем с представлением, о чем он письменно уведомляет аттестационную комиссию.
В случае если педагогический работник не уведомил аттестационную комиссию о своем желании присутствовать на заседании аттестационной комиссии, но лично явился для прохождения аттестации в назначенный по графику день, решение о возможности его присутствия на заседании аттестационной комиссии принимается непосредственно аттестационной комиссией в соответствии с регламентом ее работы.
При неявке без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии в назначенный срок педагогического работника, пожелавшего участвовать в ее заседании, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Такие разъяснения даны в письме Минобрануки РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 18.08.2010 г. № 03-52/46.