Открыла круглый стол заместитель председателя Государственной Думы Людмила Швецова. В своем выступлении она отметила, что бедность семей с детьми - это одна из самых существенных составляющих проблемы бедности в целом. «Экспертные оценки показывают, что даже когда уровень бедности в стране снижается и становится сравним с некоторыми европейскими странами, то уровень благосостояния семей с детьми еще очень далек от развитых стран. Это порождает цепочку «поколенческого» неблагополучия. Это связано и с их настроениями, амбициями и устремлениями, и я убеждена, что мы должны рассматривать сегодняшние вопросы не только с точки зрения материального, но и в разрезе всех тех последствий, которые могут повлечь за собой недовложение в бедные семьи», - отметила Швецова.
Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина выступила с основным докладом, в котором отметила, что каждый раз, когда в Государственную Думу поступает проект федерального бюджета, «мы констатируем, что статья за статьей, вид расходов, так или иначе связанный с детьми, ежегодно сбрасываются на уровень регионов».
«Из субъектов постоянно поступают тревожные сигналы о том, что где-то были снижены расходы на отдых и оздоровление детей, а в других уменьшены расходы на семьи с приемными детьми, о том, что фактически сокращается число получателей отдельных пособий в регионах. Никто на федеральном уровне, в правительстве не попытался осуществить мониторинг, контроля нет. Это неверно, ведь регионы очень неравноценны применительно к своим финансовым возможностям», - отметила она.
Елена Мизулина считает, что осуществляемые государством меры по социальной поддержке семей с детьми в большинстве случаев не являются такой прибавкой к семейному бюджету, которая позволила бы приблизиться к уровню жизни семьи до рождения ребенка.
Она также подчеркнула, что низкий размер пособий и льгот способствует тому, что дети в большей степени, чем взрослые, подвергаются риску бедности, их доля в численности населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет около 23 процентов.
В ходе заседания было отмечено, что значительная часть выделяемых государством средств расходуется на покрытие текущих издержек и существует недостаточная информированность как получателей государственных услуг, так и предоставляющих их об экономических, правовых и иных аспектах политики государства в отношении детей, отсутствует четкое понимание бюджетной политики государства и форм ее реализации, включая и выделение средств на поддержку семей, имеющих детей.
По мнению участников заседания, целесообразно конкретизировать все виды расходов федерального бюджета, связанные с государственной поддержкой семьи и детей, в специальном приложении к федеральному бюджету, то есть сформировать «семейно-детский бюджет», что позволит в полной мере оценивать расходы федерального бюджета в данной сфере.