Основы государственного управления

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 03.04.2012 № 630-О
«По запросу администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»

Установленное законодательным актом полномочие антимонопольного органа выдавать органам исполнительной власти субъектов РФ обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, не противоречит Конституции РФ.
В вопросе о конституционности этой правовой нормы (установленной подпунктом «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции») Конституционным судом РФ не обнаружена неопределенность, в связи с чем соответствующий запрос администрации Краснодарского края не был принят им к рассмотрению.
Как отметил Конституционный суд РФ, полномочие по выдаче указанных предписаний представляет собой форму контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в системе органов исполнительной власти и административный способ защиты публичных интересов, позволяющий оперативно реагировать на акты, в т.ч. исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. При этом, что уже отмечалось в решении Конституционного суда по другому делу, сами по себе предписания антимонопольного органа об отмене или изменении нарушающих антимонопольное законодательство актов силой принудительного исполнения не обладают, а преследуют цель понудить соответствующие органы и их должностных лиц исполнить содержащиеся в них требования прежде всего в добровольном порядке в условиях, когда полномочиями самостоятельно признавать недействительными (недействующими) такие акты антимонопольные органы не наделены; акты (их отдельные положения) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, в отношении которых антимонопольными органами выданы предписания об отмене (изменении), утрачивают силу только по решению принявшего их органа или по решению суда, принятому по заявлению антимонопольного органа.
Кроме этого следует учитывать, что по смыслу Федерального закона «О защите конкуренции» акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нарушающие антимонопольное законодательство, могут быть оспорены антимонопольным органом исключительно в судебном порядке.

Семья

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.05.2012 № 474
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»

В процедурах, связанных с оформлением усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью, будут шире использоваться информационные технологии.
Установлено, что соответствующие заявления в орган опеки и попечительства граждане смогут подавать не только лично, но и с использованием федерального или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо через официальный сайт органа опеки и попечительства. Заявления могут подаваться также через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.
Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована (некоторые документы граждане в последующем должны самостоятельно представлять в оригинале).
Кроме этого уточнены факты уголовного преследования, наличие которых является основанием для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью. Установлено, что усыновителями или воспитателями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Ранее в актах Правительства РФ, также как и в Семейном кодексе РФ, в который аналогичное уточнение было внесено ранее, упоминалась только «судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан».

Образование. Научная деятельность

ПРИКАЗ Минобрнауки России от 22.03.2012 № 221
«Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования»
Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2012 № 24096.

С 1 января 2013 года вступит в силу новый Порядок приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования. Порядок регламентирует прием граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в образовательные учреждения начального профессионального образования для обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета, а также по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами.
Порядок содержит положения, касающиеся вопросов организации приема граждан в образовательное учреждение, информирования поступающих, приема от них документов, а также зачисления в образовательное учреждение.
Приказ Минобрнауки России от 15 января 2009 года № 3, которым был утвержден ранее действовавший Порядок приема, с внесенными в него изменениями, признан утратившим силу.

Жилище

ПИСЬМО Минрегиона России от 13.03.2012 № 5243-АП/14

Собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 года.
Для исключения нарушения законодательства при расчете платы за коммунальные услуги Минрегион России сообщает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вступают в силу с 1 сентября 2012 года). Согласно указанным Правилам объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, предусмотрено рассчитывать и распределять между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. (В настоящее время при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса.)
Также сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учета используемой воды и электрической энергии до 1 июля 2012 г., газа - до 1 января 2015 г. Неустановление таких приборов учета в указанные сроки является нарушением закона. Кроме того, многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года, должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов.

Финансы. Налоги

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.05.2012 № 475
«О внесении изменения в пункт 5 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»

Распределение субсидий между бюджетами субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования теперь утверждается распоряжением Правительства РФ.
Соответствующее изменение внесено в «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета...», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 года
№ 1112. Согласно ранее действовавшей редакции пункта 5 указанных Правил распределение субсидий между бюджетами субъектов РФ утверждалось Минобрнауки России.

ПИСЬМО ФНС России от 06.04.2012 № ЕД-3-3/1166@
«О декларировании доходов от продажи квартиры»

Налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по НДФЛ в отношении доходов от продажи квартиры, принадлежащей ему более 3 лет. Связано это с тем, что доходы от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе отнесены к доходам, не облагаемым НДФЛ (пункт 17.1 статьи 217 НК РФ). При этом установлено, что такие доходы налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации. Следовательно, если иных доходов нет, у налогоплательщика нет необходимости представлять в налоговые органы декларацию по НДФЛ.

Здравоохранение

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н
«Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи»
Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2012 № 24082

Определенные виды медицинских вмешательств могут быть осуществлены только при наличии добровольного согласия пациента. К таким видам медицинского вмешательства отнесено, в частности: выявление жалоб, сбор анамнеза, проведение осмотра (пальпация, аускультация и пр.), термометрия, лабораторные методы обследования, введение лекарственных препаратов, массаж, лечебная физкультура.

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 490н
«Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения, сопровождаемых рисунками»
Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2012 № 24097.

Минздравсоцразвития России «проиллюстрировало» предупредительные надписи о вреде курения, наносимые на потребительскую тару курительных табачных изделий.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» на каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения - «Курение убивает» и одна из 12 предупредительных надписей о вреде курения, в том числе:
«Курение вызывает инфаркты и инсульты»; «Курение - причина рака легких»; «Курение - причина хронической болезни легких»; «Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку»; «Защитите детей от табачного дыма».
Каждая из предупредительных надписей о вреде курения может сопровождаться рисунками (в том числе пиктограммами), утвержденными Минздравсоцразвития России. Предупредительные надписи могут периодически меняться по решению Минздравсоцразвития России, но не чаще одного раза в год.