​Вносят депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
С.М. Миронов, Н.В.Левичев, В.Е. Шудегов

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»
(об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в течение первых трех лет работы после окончания ими образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования)

Статья 1
Статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002,
№ 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1 (ч.1), ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010,
№ 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) дополнить пунктом 13 следующего содержания:
«13. Педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений начального общего, основного общего и  среднего (полного) общего образования, поступившим на работу в указанные образовательные учреждения в год окончания ими образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, выплачивается в течение первых трех лет их работы ежемесячная надбавка в размере пятидесяти процентов их заработной платы по основной работе.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012  года.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в  статью 55
Закона Российской Федерации «Об образовании»

Разработка проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в  течение первых трех лет работы после окончания ими образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования) обусловлена необходимостью создания экономических условий для привлечения к работе в школах выпускников педагогических вузов и их последующего закрепления в этих образовательных учреждениях.
Установленный в настоящее время крайне низкий уровень заработной платы педагогических работников ведет к нежеланию большинства выпускников педагогических вузов идти на работу в школу, а поступившие в школы молодые учителя нередко в массовом порядке (около 30 процентов ежегодно) увольняются  уже в первые годы работы. В настоящее время в дневных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городах, работает только около 3,5 процента педагогов, имеющих стаж работы до 2 лет. В то же время в этих школах численность учителей пенсионного возраста составляет около 20 процентов. По данным Всероссийского интернет-педсовета (Педсовет. org) в школу идут работать только 7-8 процентов выпускников педагогических вузов. Из них остается в дальнейшем работать в школе только 3-4 процента.
Во многом такое положение с закрепляемостью молодых специалистов - педагогов в общеобразовательных учреждениях вызвана низким уровнем их оплаты. По оценке экспертов в 2010 году заработная плата молодых педагогов в большинстве муниципальных школ дотационных регионов составляла от 4 до 7 тысяч рублей.
Статьей 1 настоящего законопроекта с целью материальной поддержки молодых учителей предусматривается установить им в первые три года работы ежемесячную доплату в размере 50 процентов от их заработной платы по основной работе.
Статьей 2 законопроекта определено, что настоящий федеральный закон вступает в силу с
1 января 2012 года, что позволит предусмотреть выделение необходимых средств в соответствующих государственных бюджетах.
Таким образом, законопроект направлен на финансовую поддержку молодого учителя, что позволит ему гораздо легче адаптироваться в должности педагога, уделять больше времени и внимания совершенствованию своего профессионального мастерства, а также создаст лучшие условия для решения своих бытовых условий.
Принятие настоящего федерального закона будет с одобрением воспринято широкой общественностью.

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона «О внесении изменения в  статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»


Реализация федерального закона «О внесении изменения в  статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в  течение первых трех лет работы после окончания ими образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования) в случае его принятия потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях работают около 39 тысяч учителей со стажем работы до 3 лет.
Учитывая, что средняя заработная плата в месяц указанной категории педагогических работников по основной работе составляет около 5700 рублей, то затраты на реализацию данного закона в случае его принятия будет составлять в год около 5,3 млрд рублей.
Эти затраты могут быть компенсированы за счет средств федерального бюджета, выделяемых по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина субъектам Российской Федерации для обеспечения повышения уровня заработной платы учителям общеобразовательных учреждений (60 млрд рублей в 2012 году и 40 млрд рублей в 2013 году).


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заключение
на проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, Н.В.Левичевым, и В.Е.Шудеговым

от 20 сентября 2011 г. № 4683п-П8

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается установление ежемесячной надбавки к заработной плате педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений начального общего, основного и общего среднего (полного) общего образования, поступившим на работу в указанные образовательные учреждения в год окончания ими образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, в течение первых трех лет их работы в размере пятидесяти процентов их заработной платы.
В соответствии подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
В целях повышения заработной платы учителей и доведения ее до значения средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации в 2011 году начата реализация проекта по модернизации региональных систем общего образования.
В этих целях в 2011-2013 годах предусмотрено выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 120 млрд рублей, в том числе в 2011 году - 20 млрд рублей, 2012 году - 60 млрд рублей, 2013 году - 40 млрд рублей.
Данные средства будут направляться на текущий ремонт школьных зданий, улучшение материально-технической базы школ, повышение квалификации учителей и другие цели. Высвобождаемые в этой связи в бюджетах субъектов Российской Федерации средства будут являться источником для соответствующего повышения заработной платы учителей.
При этом в соответствии с Правилами предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №436, одним из условий предоставления данных субсидий является наличие в субъектах Российской Федерации комплекса мер, предусматривающего в том числе предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий местным бюджетам, решение задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения.
Также необходимо отметить, что привлечение в школы молодых учителей осуществляется путем выделения грантов для выпускников вузов. Так, в рамках реализации мероприятия «Привлечение перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568, 725 молодым учителям, работающим в сельских школах, выплачиваются гранты в размере 500 тыс. рублей.
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы привлечения выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования для работы в общеобразовательных учреждениях, в которых востребованы педагогические кадры, в том числе путем предоставления им государственной поддержки.
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом разработчиками проекта федерального закона не учтены требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае, если принимается закон либо другой нормативный акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Представленный проект федерального закона соответствующих положений не содержит.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации В.ВОЛОДИН