Как это сделано?
Помнится, в конце 90-х Никита Михалков посетовал, что американские киноакадемики раздают «Оскары» кому ни попадя (у «Титаника» 11 золотых статуэток), и назвал пустым времяпрепровождением созерцание того, как в течение трех часов тонет красивый мальчик. Однако следует признать, что у Кэмерона красивый мальчик тонет красиво. И формат 3D весь шик и блеск постановки высветил более отчетливо, подчеркнув сильные стороны и завуалировав слабые. Теперь действительно поверишь, что производство фильма (240 миллионов долларов) обошлось дороже, чем стоила постройка реального «Титаника» (7,5 миллиона долларов, что в пересчете на котировки 1997 года равно 150 миллионам долларов).
Кстати, конвертация фильма в формат 3D длилась год и два месяца - это дольше, чем он снимался. И если быть точным, то в данном случае мы имеем дело не совсем с тем старым добрым 3D, который всем уже успел надоесть из-за неудобных очков и рези в глазах после просмотра. Вместе с обновленным «Титаником» в Россию проникает более усовершенствованный аналог стереоскопического кино под названием RealD. Это следующий шаг в сторону прогресса. Не буду утомлять читателей техническими деталями, но три часа с «Титаником» в RealD 3D пролетели незаметно - глаза совершенно не ощутили нагрузки.

Исторические ляпы
Как отметил Джеймс Кэмерон, прилетевший в Москву на премьеру, конвертация «Титаника» в стереоскопическое изображение - это по сути второе рождение фильма. А если так, то у нас есть повод поговорить о достоверности показанного на экране. Ни один исторический фильм не застрахован от киноляпов, но, как отмечают специалисты, в «Титанике» их чересчур много. Обсудим самые существенные.
    В начале фильма героиня Кейт Уинслет обставляет свою каюту картинами Сезанна, Пикассо и Моне, что характеризирует Роуз как утонченную ценительницу прекрасного. Однако на реальном «Титанике» не было произведений этих художников. А те их картины, которые показаны в кадре и позже якобы погибли на дне Атлантики, до сих пор находятся в различных музеях мира.
    На праздничном ужине с участием конструктора «Титаника» Роуз не могла цитировать Фрейда об озабоченности некоторых мужчин размерами. Эта теория будет впервые изложена венским профессором лишь в 1920 году.
    Гимн, который поют самые богатые пассажиры вместе с капитаном на церковной службе в корабельной часовне, будет сочинен лишь через 25 лет после катастрофы.
    Дельфины, на которых любуется герой Леонардо Ди Каприо при свете дня, не атлантические, а тихоокеанской разновидности, которая не меняет исконных мест обитания.
    Когда Роуз просит Джека нарисовать ее обнаженной, то расплачивается с ним монеткой в 10 центов с изображением Рузвельта. Такая монета появилась лишь в 1946 году.
    Синий бриллиант «Сердце океана», который Роуз получает в подарок от своего жениха Каледона (Билли Зейн) и в финале фильма бросает в Атлантику на месте гибели лайнера, к «Титанику» имел косвенное отношение - на этом корабле погибла пара, владевшая им в то время, однако он в плавании не участвовал. Его действительно нашли в Индии в 1668 году, среди его хозяев были Людовик XIV и банкир Генри Хоуп, однако с 1958 года «Сердце океана» благополучно пребывает на суше, являясь собственностью Смитсоновского музея естественной истории США в Вашингтоне.
    Температура воды на месте катастрофы была плюс два градуса. Специалисты утверждают, что герои Ди Каприо и Уинслет, увы, не могли так долго бродить по затопляемым нижним каютам по пояс в воде, иногда пускаясь вплавь или ныряя с головой, даже если бы они были членами клуба моржей.
    Реальный офицер Мэрдок не стрелял в пассажира, пытавшегося самовольно сесть в шлюпку, а, по свидетельствам очевидцев, вел себя корректно и даже отдал кому-то свой спасательный жилет. Сцена с убийством обидела земляков-шотландцев Мэрдока, и они потребовали объяснений от авторов фильма.
    У матросов спасательной шлюпки №14 - единственной, которая отважилась вернуться к месту кораблекрушения, чтобы подобрать из воды выживших, - не было фонарей. Но авторы фильма пожертвовали достоверностью, чтобы получить хоть какие-то источники света в кадре.
На пресс-показе мне довелось сидеть рядом с известной кинокритикессой, с которой мы потом разделили общие восторги от конвертации «Титаника» в стереоскопический формат. Эта женщина является давней поклонницей фильма, смотрела его много раз на больших и малых экранах. И когда я перечислил его киноляпы, женщина впервые задумалась об этих деталях и признала их очевидность, но сказала, что не перестанет ценить этот фильм ни на йоту меньше.
Джеймс Кэмерон: «Без русских я бы
не поднял «Титаник»
Во время пребывания в Москве Джеймса Кэмерона наш корреспондент порасспросил его о фильме «Титаник». И начали мы разговор с последнего подвига культового режиссера - путешествия к самой глубокой точке Мирового океана. За всю историю человечества в Марианскую впадину спустились лишь трое, и третьим как раз стал Кэмерон. До него это сделали исследователь Жак Пикар и лейтенант ВМС США Дон Уолш. Но Кэмерон стал первым, кто совершил подобное погружение в одиночку.
- Господин Кэмерон, что нового вы разглядели в бездне океана?
- Вы знаете, там другая планета. Это самая глубокая точка Марианской впадины, надо мной было 11 километров воды, вокруг абсолютно черное пространство, и лишь мой фонарь высвечивал там признаки жизни. Там крошечные существа, плоская, как бумага, поверхность, все это дает невероятный эффект, который сложно сопоставить с нашим миром.
- Вы ведь уже не первый раз опускаетесь в глубины океана, давно увлекаетесь наукой. Что вами движет? Может, на самом деле вы всегда хотели стать ученым?
- Однажды в колледже я уже выбирал между наукой и искусством. Я серьезно занимался физикой, математическими исследованиями, изучением английского языка. Это был очень непростой выбор. Мною всегда и во всем движет любопытство. Я хочу знать первым, видеть первым, показывать первым. Эта жажда познаний бесконечна. Кино позволяет мне реализовывать все это в более глобальных масштабах, добавлять к реальности фантазию, совершенствовать все. Я понимаю все опасности, связанные с погружениями, у меня семья из пяти человек, я их люблю, и эти погружения не ради адреналина. Это просто необходимая часть моей жизни, моей сущности, моего творчества. Поверьте, если бы я не спускался к «Титанику», этот фильм никогда бы не получился таким, каким он получился. Действительно, «Титаник» оказался классикой.
- Почему вы решили переделать «Титаник», а не оставить эту работу в прошлом?
- Я никогда не забывал «Титаник» после его выхода, это невозможно. Я несколько лет занимался его историей. Она невероятна, неординарна, в ней столько интриги. Сейчас выросло целое поколение людей, которые не видели этот фильм на большом экране. Конечно, многие смотрят фильмы и на мобильных телефонах, но ощущения от просмотра нельзя даже сравнивать. Еще когда я работал над «Титаником», мечтал создать максимальный эффект погружения зрителя в фильм, но тогда не было таких технологий. Сначала мы провели эксперимент и переработали в 3D 15-минутный эпизод из фильма. Когда я увидел результат, то понял, что это просто необходимо сделать и показать людям.
- Кстати, немногие знают, что при создании «первого» «Титаника» вы работали с российской командой океанологов под руководством ученого Анатолия Сагалевича. Вы остались довольны вашей совместной работой?
- Конечно, доволен, мы не приняли ни одного неверного решения, и это во многом благодаря российской команде. Русские - трудолюбивые и предприимчивые люди! Это правда, когда говорят, что русский человек найдет выход из любой ситуации. Если у нас не хватало каких-то технических приспособлений, то они обязательно что-то придумывали, сооружали что-то прямо на корабле, и через несколько минут или часов проблема была решена. Это потрясает!
Знаменитые жертвы «Титаника», показанные в фильме
Эдвард Джон Смит - капитан «Титаника». Отдал недальновидный приказ: «Спасать только женщин и детей!», что имело роковые последствия - погибло на 500 человек больше, чем могло бы, поскольку шлюпки отправляли полупустыми. Встретил смерть на капитанском мостике.
Джон Джекоб Астор IV - американский миллионер, писатель.
Майор Арчибальд Уиллингем Батт - военный помощник президентов США Теодора Рузвельта и Уильяма Говарда Тафта.
Исидор Штраус - владелец сети универмагов «Macy’s». Ему предложили сесть в шлюпку вместе с женой Идой, но он отказался, дабы разделить участь других мужчин. Его жена заявила: «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, вместе и умрем». Именем супругов назван парк на Манхэттене, где им установлен памятник.
Бенджамин Гуггенхайм - американский бизнесмен, усадил в шлюпку свою любовницу Леонтину Обар и ее горничную Эмму, затем вместе с камердинером Виктором Джильо они переоделись во фраки и приняли смерть, попивая виски за столиком в центральном холле.
Фрэнсис Дэвис Миллет - знаменитый американский художник и скульптор. В память о нем в Вашингтоне возведен фонтан.
Уильям Томас Стид - британский журналист, пионер журналистских расследований. Плыл в Америку по личному приглашению президента США. Помогал сажать женщин и детей в шлюпки, затем ушел в курительную комнату, где его видели читающим книгу.
Уоллес Генри Хартли - британский скрипач и руководитель оркестра «Титаника». Вместе со своими музыкантами играл на палубе «легкую музыку», чтобы успокоить пассажиров. Последней композицией оркестра стал хорал «Ближе, Господь, к Тебе». На похороны Хартли в Англии пришло 40 тысяч человек.
Лейтенант Уильям Макмастер Мэрдок - первый помощник капитана «Титаника». Под его руководством было спущено 10 шлюпок, благодаря чему спаслось 75 процентов всех выживших в катастрофе. В родной Шотландии героизму Мэрдока посвящен мемориал и основана премия, вручаемая за благотворительность.
Томас Эндрюс-младший - ирландский бизнесмен, судостроитель, конструктор «Титаника». Помогал пассажирам усаживаться в шлюпки.
Джон Джордж «Джек» Филлипс - старший радист «Титаника» и первый в истории оператор, подавший международный сигнал о спасении S.O.S., - это случилось как раз в роковую ночь 15 апреля 1912 года. Вел переговоры с кораблями, которые спешили на помощь. Покинул радиорубку за три минуты по погружения лайнера под воду. Погиб от переохлаждения.