- Господин Ренберг, вы один из самых популярных современных писателей Норвегии, а ваш роман «Шарлотта Исабель Хансен», вышедший в 2008 году, даже заслужил статус самой успешной книги года. Чувствуете ли вы, что ваша популярность накладывает на вас какую-то моральную ответственность за то, что вы пишете? Должен ли вообще писатель задумываться о том, какое влияние его книги оказывают на аудиторию, и пытаться транслировать ей свои ценности?
- Если популярный писатель должен быть проповедником, это означает, что он умнее и опытнее своей аудитории. Но ведь это не так. Будучи писателем, я считаю, что моя основная задача - рассказывать о том мире, который я вижу, говорить о его проблемах, о месте человека в этом мире, а не поучать. Я хочу, чтобы вопросы, которые я затрагиваю, побуждали читателя думать, спорить, искать ответы. «Шарлотта Исабель Хансен» - это книга о человеке, который не хочет взрослеть, не хочет брать на себя ответственность за собственного ребенка, книга о большой разнице между академическим миром и реальной жизнью, о разрыве личной коммуникации. Я хочу, чтобы люди задумывались над этими вопросами. Писатель - это не оракул, не пророк, у которого есть какая-то великая миссия и вытекающая из нее большая ответственность.
- Серия ваших книг о Ярле Клеппе, куда входит и знаменитая «Шарлотта Исабель Хансен», пользуется огромной популярностью в Норвегии. Ярле Клеппу 25 лет, он занимается литературоведением и изучает творчество Марселя Пруста, и вы также в свое время изучали теорию литературы. В чем еще сходство между вами и вашим героем?
- Во всех моих персонажах есть что-то от меня, и, безусловно, Ярле Клепп из них самый автобиографичный. В 1992-1995 годах я учился в Бергенском университете, и мой диплом был посвящен как раз той теме, которую изучал Клепп, - творчеству Пруста. В некотором роде это сатирическая книга. Одна из центральных сцен романа - размышления Ярле Клеппа о том, как бы ему организовать праздник для дочери, которой исполняется семь лет. Клепп - человек из академического мира, он совершенно не представляет, чем можно развлечь ребенка, но тут на верную мысль его наталкивают труды советского литературоведа Михаила Бахтина, писавшего о карнавальной культуре. Клепп понимает: надо устроить для дочки карнавал! И как можно догадаться, Бахтина в эту книгу я включил тоже не случайно, это один из моих самых любимых ученых.
- В последние годы скандинавская литература становится все более популярной во всем мире. И есть мнение, что дело не только в особенном таланте скандинавских авторов, но и в том, что у себя на родине они получают какую-то поддержку от государства. Поддержала ли вас каким-то образом Норвегия в ваших творческих начинаниях?
- В Норвегии существует информагентство NORLA, которое занимается популяризацией национальной литературы за рубежом, поддерживает контакты с иностранными издательствами, участвует в международных книжных ярмарках. В частности, на Non-Fiction этого года стенд с книгами из Норвегии, в том числе и с моим творчеством, был представлен как раз NORLA. Честно говоря, я, как писатель, далек от всего этого - я просто пишу книги, а NORLA занимается их продвижением в других странах, и я не знаю в деталях, как это происходит. Могу только отметить, что благодаря этой организации мои книги стали переводить на русский язык, а для меня это большое событие и большая честь, потому что я люблю русскую классическую литературу. «Преступление и наказание» Достоевского стало моей первой литературной любовью.
- Как вы считаете, есть какое-то качественное отличие между литературой скандинавской, в частности норвежской, и, к примеру, американской?
- Мне кажется, сложился такой стереотип, будто бы литература стран Севера - норвежская, шведская, финская, да даже русская - это такие мрачные, депрессивные произведения, которые пишут суровые дяденьки. Но это именно стереотип, и он не соответствует действительности. Скажу за себя: я хотел, чтобы «Шарлотта Исабель Хансен» получилась в некотором роде и веселой книгой, и мне кажется, у меня получилось. Есть мнение, что хорошая литература должна быть серьезной, а не развлекательной. Я с этим не согласен: книга должна не только вызывать работу мысли, но и приносить удовольствие. Человек не выжил бы без юмора. Да и вообще, написать хорошую комедию намного сложнее, чем достойную драматическую историю.
- Норвегия считалась всегда одним из примеров стабильности и правопорядка. Но трагические события минувшего лета, теракты в Осло и на острове Утойя, унесшие жизни 77 ваших земляков, пошатнули уверенность в этом у всего мира и, конечно, у самих норвежцев. Это уже как-то отразилось на национальной литературе?
- Думаю, о влиянии этого события на нашу культуру и литературу пока что говорить несколько рано. Не так много времени прошло, и то, что сделал террорист Андерс Брейвик, пока еще не до конца нами осмыслено. Но бесспорно, что этот ужасный день изменил мироощущение нашего народа, его мнение о себе и о стране, поселил какой-то страх. До этого момента каждый норвежец думал о себе, как о самом способном ученике в классе - аккуратном, приветливом, благополучном отличнике, который очень старается и за это получает награду. Но после тех выстрелов все изменилось, вся эта уверенность в себе и внешнем благополучии рухнула. Можно сказать, что тогда норвежский народ лишился невинности, столкнувшись с реальностью. Но очень важен тот факт, что люди переживали это горе не поодиночке, они осознавали его как общее.
Естественно, произошедшее отразится на нашей литературе, но пока неизвестно, как именно и в какой степени. Возможно, кто-то напишет книгу о человеке, который живет в постоянном страхе, например.
- Литература - это не единственный вид творчества, в котором вы себя нашли. Насколько мне известно, вы также занимались написанием киносценариев и даже играли в музыкальной группе. Как вы все успеваете?
- Как раз у меня не получается все успевать, поэтому музыку, увы, я оставил. Залог успеха в любой работе - это любовь к своему делу и самодисциплина. Я очень люблю творить, создавать литературные произведения, я отдаю этому душу и свое время, и, наверное, именно поэтому я стал известным и смог найти своего читателя. Вообще нет никакого чуда или подвига в том, чтобы часами сидеть за компьютером и выражать свои мысли, если любишь это дело. Вспомните Достоевского! Он писал от руки, но никакая лень или усталость не мешала ему создавать великие и по объему, и по значению произведения. Вообще, если даже дать себе установку писать по пять страниц в день и придерживаться ее, за год можно написать не одну книгу. Всем молодым писателям я бы посоветовал откладывать всю самокритику в сторону и творить, пока есть вдохновение, пока душе хочется себя выразить. Я сажусь за компьютер только когда знаю, что мне хочется что-то написать, никогда себя не принуждаю, всегда отказываюсь от самокритики в процессе работы. Только когда какая-то часть книги написана, я пытаюсь оценить ее максимально строго и трезво и что-то переделать, если почувствую в этом необходимость.
Я ни в коем случае не считаю себя эдаким романтическим гением, к которому каждый день на плечо садится муза, благодаря чему он творит часами, не зная отдыха и сна. Я просто люблю то, что делаю, в этом мне повезло. А если человек получает удовольствие от того, что он делает, он обязательно продвинется вперед в этом направлении и достигнет успехов. И такой подход у меня ко всему. Мне кажется, что на моей могильной плите должны быть высечены слова: «Отец. Муж. Трудолюбивый писатель» - это самые важные сферы моей жизни, которым я отдаю себя без остатка.

Досье «ОП»

Туре Ренберг родился в 1972 году в Ставангере. Изучал литературоведение в Бергенском университете, а в 1995 году дебютировал в литературе со сборником новелл «Спящий клубок». За эту книгу молодой писатель был отмечен премией Тарьея Весоса, считающейся одной из самых престижных литературных наград национального масштаба.
К началу 2012 года в послужном списке Ренберга было уже 19 книг. Наибольшей популярностью в Норвегии и за ее пределами пользовались такие произведения Ренберга, как роман «Человек, который любил Ингве», по которому в 2008 году был снят одноименный фильм, и серия его книг о молодом литературоведе Ярле Клеппе, в частности «Компания Орхейм» и «Шарлотта Исабель Хансен».
Среди произведений Ренберга также детские сказки и киносценарии. Самая крупная норвежская газета Aftenposten назвала его «лучшим рассказчиком поколения 1970-х». У себя на родине Ренберг известен также как литературный критик - с середины 1990-х он ведет специальный раздел в журнале Vagant и передачу о литературе на одном из норвежских телеканалов. До недавнего времени соотечественники знали Ренберга и как музыканта - он был вокалистом в нескольких группах, но оставил музыкальную карьеру из-за большой загруженности на литературном поприще.