Награды

- Согласно Положению о почетной грамоте Министерства образования и науки РФ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. №580) почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (далее - грамота) награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Министерства образования и науки РФ и работники органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, за:
- значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и/или науки;
- внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
- развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических проектах;
- успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
- постоянную и активную помощь образовательным и/или научным организациям в подготовке квалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы, трудоустройстве выпускников образовательных организаций;
- многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки.
Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет.
Награждение грамотой осуществляется в соответствии с Порядком награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки РФ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. №580).
Решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой Министерства образования и науки РФ (в том числе грамотой) принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее).
Ходатайство о награждении ведомственной наградой оформляется на наградном листе установленной формы. К наградному листу прилагается справка об общем количестве штатных сотрудников, работающих в организации (органе).
С учетом того, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой рассматривается коллегиальным органом организации, в данном случае - педагогическим советом школы, то легитимность принятого решения будет зависеть от того, какой регламент принятия решения педсоветом прописан в уставе образовательного учреждения. Например, нередко в уставе образовательного учреждения прописывается, что решения педагогического совета по вопросам, входящим в его компетенцию, правомочны, если на заседании присутствовало не менее половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя педагогического совета является решающим.
Однако, в вашем образовательном учреждении может быть принята другая процедура. Необходимо подробно ознакомиться с уставом вашей школы.

Оплата труда

- Должно ли дополнительно оплачиваться время работы, затраченное учителем в воскресенье на проведение экскурсии с учениками?

- Приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Положением предусмотрено, что выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (пункт 2.1.). При этом нормируемая часть рабочего времени включает проводимые уроки (учебные занятия) (пункт 2.2.).
А в пункте 2.3. поясняется, что другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из должностных обязанностей. Таким образом, учителю вменяются обязанности, которые не нормируются, не оплачиваются, но требуют затрат его времени.
В пункте 2.3. Положения дается широкий перечень таких ненормируемых и неоплачиваемых работ, вытекающих из должностных обязанностей. В общем виде это выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий; организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям; подготовка к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучение их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий; периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
Многие из вышеуказанных оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, участие в которых является обязанностью учителя, осуществляются в выходные и нерабочие праздничные дни. К таким мероприятиям можно отнести и проведение экскурсий. Статья 153 Трудового кодекса РФ в этих случаях предусматривает оплату работы не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Однако в связи с тем, что «другая» педагогическая работа не конкретизируется в часах, работодатели (школы) лишены возможности исполнять это требование закона, а учителя вынуждены просить о предоставлении другого дня отдыха. Предоставление другого дня отдыха учителю возможно лишь в каникулы, время которых оплачивается по ранее рассчитанной в соответствии с количеством уроков зарплате. При этом формально нарушается правило ст. 153 ТК РФ о том, что в случае предоставления другого дня отдыха этот день оплате не подлежит. Ситуация фактически не имеет законного способа решения, отдельно оплатить работу учителя в выходной или праздничный день школа не может по причине невозможности расчета такой оплаты.

Пенсия

- Пенсионные органы не засчитывают в стаж для досрочной педагогической пенсии время работы в должности заместителя директора по учебно-методической работе в педагогическом училище. Все эти годы преподавала в нем же русский язык и литературу. Правомерен ли отказ?

- В соответствии с подп. «б» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781) в стаж работы для назначения досрочной педагогической пенсии засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в том числе и образовательных учреждений среднего профессионального образования (училища всех наименований, колледжи всех наименований).
Доказать, связана ли или не связана деятельность заместителя директора по учебно-методической работе с образовательным процессом, можно по его должностной инструкции. Должностные инструкции утверждаются руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным комитетом профсоюза.
Если согласно должностной инструкции такая работа не будет признана связанной с образовательным процессом, то можно исходить и из того, что работа по совместительству в педагогических должностях может быть засчитана при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Для учителя эта норма составляет 18 часов в неделю.
Ни в законе, ни в вышеуказанном постановлении Правительства РФ нет ограничений, касающихся того, основной или не основной являлась преподавательская работа, а также того, по совместительству или не по совместительству она выполнялась.
Следовательно, преподавательская работа, осуществляемая в том же образовательном учреждении, должна включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом объем преподавательской работы, устанавливавшийся учителям до 1 сентября 2000 г., не имеет значения.
Для сведения сообщаем, что, как показывает судебная практика, как правило, в аналогичных случаях принимаются решения с учетом прав преподавателей.

- Работник был восстановлен на работе по решению суда. Засчитывается ли в педагогический стаж для досрочной пенсии время вынужденного прогула?

- Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, время вынужденного прогула засчитывается в педагогический стаж для досрочной пенсии.
Обращаем также ваше внимание, что в соответствии со ст.121 Трудового кодекса РФ время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Образовательный процесс

- Имеет ли право ученик, обучающийся по надомной системе, посещать общеобразовательную школу для индивидуального обучения?

- В существующей нормативной базе нет ограничений или уж тем более прямых запретов на посещение образовательного учреждение при надомной форме обучения.
Присутствие учащихся в образовательном учреждении в соответствии с определенными формами обучения регулируется локальными актами. Например, в школе может быть разработано положение о надомном обучении учащихся.
Обучающийся по надомной либо семейной форме обучения имеет право в рамках договора с образовательным учреждением посещать консультации, пользоваться библиотекой, присутствовать на воспитательных мероприятиях.
Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Особенности надомного обучения регулируются письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1987 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
Письмом Минобразования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 направлены Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения». В частности, в письме особенно подчеркнуто, что обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.