Трудовые отношения

- В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Таким образом, заключение трудового договора по совместительству возможно только с работником, у которого есть другой работодатель, либо который у этого же работодателя выполняет какую-то иную работу. Обучение на дневном отделении вуза не является работой, соответственно, если, поступая на работу в школу, работник не имеет другого места работы, то это место будет являться для него основным.
Согласно пункту 69 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) студент может совмещать учебу с работой. При этом в положении не содержится каких-либо ограничений по отношению к форме обучения студентов, однако согласно тому же пункту 69 Типового положения студент получает высшее профессиональное образование по избранному направлению подготовки (специальности) в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта путем освоения соответствующей образовательной программы высшего профессионального образования. То есть все ограничения связаны лишь с возможностью успешно совмещать и обучение, и работу.
Таким образом, со студентом дневного отделения вуза может быть заключен трудовой договор на общих основаниях.
В текст трудового договора необходимо включать все договоренности и соглашения, достигнутые в результате переговоров между работником и работодателем, а если принимаемый работник является к тому же еще и студентом высшего учебного заведения очной формы обучения, в тексте договора следует оговорить режим работы.
Таким образом, если директор школы решится заключить трудовой договор со студентом дневного отделения, то он может быть заключен только на общих основаниях, как с основным работником.

- Существует ли в настоящее время федеральный нормативный документ, четко регламентирующий должностные обязанности учителя?

- Основные обязанности по должностям представлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2010 г.
№ 18638).
Должностные обязанности учителя согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников образования»: осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Согласно ст. 57 Трудового договора РФ к обязательным условиям трудового договора относится, в частности, и трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Поскольку должностная инструкция подписывается работником при приеме на работу, то она является составной частью его трудового договора и в одностороннем порядке изменяться не может.
Статьей 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения отнесено установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей. Таким образом, директор школы может обновлять текст должностной инструкции по мере развития производственных отношений. Однако согласно требованиям трудового законодательства все изменения в текст должностной инструкции он обязан вносить по согласованию с работником и представителями работников (профсоюзной организации).
Обращаем внимание, что общими положениями приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н предусмотрено, в частности, следующее.
Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и
т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Пенсия

- Работаю педагогом-воспитателем в санатории для детей дошкольного возраста с 2008 года. Будет ли засчитываться в стаж для досрочной педагогической пенсии работа в этой должности?

- Пунктом 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.
№ 781) (далее - Список) в перечне учреждений здравоохранения поименованы детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
При этом пунктом 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены вышеназванным постановлением Правительства РФ) (далее - Правила), предусмотрено, что работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.
Таким образом, период работы в должности педагога-воспитателя в санатории для детей дошкольного возраста не может быть включен в стаж для педагогической пенсии по старости.
Обращаем внимание также, что пунктом 9 Правил особо отмечено, что работа в должности педагога-воспитателя во всех других образовательных учреждениях, поименованных в Списке (исключая также учреждения дополнительного образования), засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г. Это правило распространяется также и на должности педагога и медсестры ясельной группы.
Также необходимо отметить, что до 1991 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г.
№ 1397. В данный перечень входили учреждение «санаторий» и должность «педагог-воспитатель», соответствующие месту работы и должности, указанных в вопросе. Если речь идет о периоде работы, приходящемся на время действия указанного постановления, то вопрос можно попробовать решить положительно в судебном порядке. Однако для этого потребуется уточнить много деталей. Основным же аргументом при решении подобной ситуации может послужить правовая позиция Конституционного суда РФ, сформулированная в определении от 05.11.2002 года
№ 320-0 и в постановлении от 29.01.2004 года №2-П, состоящая в следующем: если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ по Закону «О трудовых пенсиях в РФ» стаж недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены периоды трудовой или иной деятельности, которая засчитывалась в стаж по условиям и нормам ранее действующего законодательства, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату и времени наступления права на пенсию.

Родители и школа

- Имеет ли право образовательное учреждение установить конкретную дату, до которой принимаются дети в первый класс, имея в виду, что если родители не успеют подать документы на ребенка до этой даты, то у школы будет основание для отказа?

- У образовательного учреждения такого права нет. Родители могут прийти с документами и 31 августа, и 1 сентября. Отказать ребенку в зачислении в школу при наличии определенных лицензией мест администрация школы не имеет права.
Согласно Рекомендациям по организации приема в первый класс (письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 г. № 03-51-57ин/13-03), как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей. После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей).
Таким образом, для нормальной организации учебного процесса образовательные учреждения до 30 августа должны четко понимать количество учеников. Именно исходя из этого, установлен срок до 30 августа. Однако нарушение этого срока не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в школу. Родителям же нужно пояснить, для чего устанавливаются разумные сроки для подачи соответствующих документов.