Основы государственного управления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81
«О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Разъяснены основания и порядок уменьшения судом неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства.
В постановлении, разъясняющем применение статьи 333 ГК РФ («Уменьшение неустойки»), Пленум ВАС РФ, в частности, определил:
возможность снижения неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика;
примерный перечень обстоятельств, которые не могут являться основанием для снижения неустойки, и примерный перечень доказательств, которыми истец может доказывать соответствие размера неустойки понесенным им убыткам;
возможность определения величины потерь кредитора (в частности, при неисполнении кредитных договоров) с использованием учетной ставки Банка России, а также среднего размера платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности;
возможность подачи ответчиком заявления о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции;
отсутствие у должника права требовать уменьшения размера неустойки по правилам данной статьи ГК РФ (статьи 333) в случае списания неустойки со счета должника либо добровольном перечислении ее должником;
возможность уменьшения неустойки, в качестве которой должны передаваться не только денежные средства, но и вещи, определенные родовыми признаками;
обязательность применения данных разъяснений об основаниях и порядке снижения неустойки также и в случаях, когда неустойка определена законом (уставом железнодорожного транспорта, законодательством о госзакупках, о госрезерве и т.д.).

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 07.11.2011 № 1325н
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.2011 № 22787.

Определен порядок и сроки осуществления Рострудом федерального государственного надзора за соблюдением прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за соблюдением порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
Установлены права и обязанности должностных лиц Роструда и субъектов надзора при его проведении.
Продолжительность каждой проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В отдельных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных органов Роструда.

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2011 № 1424н
«Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2011 № 22777.

Срок рассмотрения ФСС РФ жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, в общем случае не должен превышать 1 месяц.
Установлен порядок рассмотрения ФСС РФ и его территориальными органами жалоб, поданных плательщиками страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на решения и иные акты ненормативного характера по контролю за уплатой страховых взносов территориальных органов ФСС РФ, а также на действия (бездействие) должностных лиц фонда.
В приложении к документу приведены адреса и телефоны территориальных органов ФСС РФ.


Здравоохранение

ПИСЬМО ФСС РФ от 23.12.2011 № 14-03-11/15-16055

ФСС РФ разъяснены отдельные положения Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
В частности, сообщается, что продление листка нетрудоспособности с 30-го дня производится лечащим врачом только по решению врачебной комиссии. При этом если врачебная комиссия принимает решение о возможности продления листка нетрудоспособности, к примеру, на 30 дней, то лечащий врач должен осуществлять продление листка нетрудоспособности каждые 10 дней единолично, до следующего заседания комиссии.
Если временная нетрудоспособность граждан превышает в общей сложности 30 календарных дней, в графе «Подпись врача» таблицы «Освобождение от работы» ставится подпись лечащего врача и председателя врачебной комиссии при каждом продлении листка нетрудоспособности по решению врачебной комиссии.
Сообщается, что при наличии ошибок в разделе «Заполняется врачом медицинской организации» бланка листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.
Уточнено также, что требования территориальных органов ФСС РФ и страхователей о необходимости постановки в листке нетрудоспособности по беременности и родам подписи председателя врачебной комиссии являются необоснованными. Достаточными в этом случае являются подписи врача акушера-гинеколога, врача общей практики (семейного врача), а при отсутствии врача - подписи фельдшера.

Финансы. Налоги

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н)

Вводимый в действие на территории РФ МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» устанавливает требования к раскрытию информации о каждой категории выплачиваемых работникам вознаграждений.
Вознаграждения (предоставляемые как работникам, так и их иждивенцам) включают, в частности:
- краткосрочные вознаграждения, такие как заработная плата и взносы на социальное обеспечение, оплачиваемый ежегодный отпуск;
- вознаграждения после окончания трудовой деятельности (в т.ч. пенсии, страхование жизни, медицинское обслуживание);
- прочие долгосрочные вознаграждения, включая отпуск за выслугу лет;
- выходные пособия.
В силу того что каждая из категорий имеет разные характеристики, настоящим стандартом устанавливаются отдельные требования для каждой из указанных категорий.

ПИСЬМО ФНС РФ от 20.12.2011 № ЕД-3-3/4214@
«О налоге на доходы физических лиц»

ФНС РФ напоминает о бессрочности действия льготы, касающейся освобождения от налогообложения НДФЛ сумм, выплачиваемых организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам на приобретение или строительство жилого помещения.
Данная льгота была установлена Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ на период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года. Затем Федеральным законом от 21.11.2011
№ 330-ФЗ ограничение действия льготы - до 1 января 2012 года - было отменено.

ПИСЬМО ФНС РФ от 30.12.2011 № ЕД-4-3/22628@
«О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении реализации товаров бюджетным учреждениям»

Реализация товаров бюджетным и некоммерческим организациям не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Данный вывод ФНС РФ обоснован, в частности, следующим. Система налогообложения ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли. Деятельность по реализации товаров для государственных или муниципальных нужд содержит признаки договора поставки, регулируемого положениями Гражданского кодекса РФ (статьи 506 - 523 ГК РФ).
Кроме того, в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным, договор поставки по муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности и заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.
Учитывая изложенное, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке, предусмотренном упрощенной системой налогообложения (УСН).
Указано также, что данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 № 5566/11 и согласуется с позицией Минфина РФ (см. письмо от 16.11.2009
№ 03-11-06/3/268).

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ПФ РФ от 20.12.2011
«Особенности представления страхователями отчетности в органы ПФР в 2012 году»

Одновременно с годовой отчетностью за 2011 год в ПФР необходимо представить на каждого работника сведения о сумме начисленных в его пользу в 2011 году выплат и вознаграждений по формам СЗВ-6-3 и АДВ-6-4.
Указанные формы персонифицированного учета утверждены Постановлением Правления ПФ РФ от 24.03.2011 № 59п. Необходимость представления указанных сведений связана с реализацией положений Федерального закона от 08.12.2010 № 343-ФЗ, на основании которого, в частности, в случае прекращения деятельности страхователя сведения о заработке застрахованного лица (для целей обязательного пенсионного страхования) должны подтверждаться данными персонифицированного учета.


Безопасность

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 14.12.2011 № 319
«Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.12.2011 № 22785

С 23 января 2012 года транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, должны быть оснащены техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Минтрансом РФ, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, утвержден Порядок такого оснащения.
Согласно Порядку, оснащение транспортного средства контрольным устройством обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется сервисными центрами, допущенными к выполнению данных работ в рамках процедур допуска. В ходе оснащения транспортного средства контрольным устройством сервисный центр производит установку, активацию, калибровку и опломбирование контрольного устройства.
Порядок применяется к владельцам транспортных средств категорий M2, M3, №2 и №3 независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании.