Трудовые отношения

- В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ форма трудовых книжек устанавливается Правительством РФ. Во исполнение этой нормы Правительством РФ принято постановление от 16.04.2003 № 225 (далее - постановление), которым утверждена новая форма трудовой книжки, а также правила ведения и хранения трудовых книжек.
Пунктом 2 постановления предусмотрено, что трудовые книжки нового образца вводятся в действие с 01.01.2004 г., при этом трудовые книжки ранее установленных образцов (утвержденных постановлением СНК СССР от 20.12.1938 № 1320 «О введении трудовых книжек», постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», постановлением СМ СССР от 21.04.1975 № 310 «О трудовых книжках колхозников»), уже имеющиеся у работников, не теряют своей силы.
То есть действительными будут являться только те трудовые книжки старого образца, которые на 01.01.2004 г. уже были выданы работникам, их не нужно переоформлять на трудовые книжки нового образца. Однако выдача новых трудовых книжек, а также дубликатов (при утрате), вкладышей к трудовой книжке с этой даты должна производиться только по новому образцу, в противном случае трудовая книжка будет считаться недействительной.
Если в рассматриваемой ситуации трудовая книжка, предъявленная работником при трудоустройстве, выдана с нарушением вышеуказанных сроков, она может считаться недействительной.
Возможно применить один из двух вариантов выхода из сложившейся ситуации.
1. Следует разъяснить работнику, что предъявленная им трудовая книжка старого образца является недействительной. В этой связи работнику следует обратиться к работодателю, выдавшему ему трудовую книжку старого образца, и требовать ее замены на основании ст. 65 и 66 ТК РФ, а также пункта 2 постановления.
2. Если работник отказывается от первого варианта, по его письменному заявлению работодатель может оформить новую трудовую книжку. Часть 5 ст. 65 ТК РФ прямо предусматривает такую возможность: в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине. На этом основании следует выдать работнику новый документ, указав дату фактической выдачи. Обратите внимание, что такая книжка не будет считаться дубликатом, поскольку в рассматриваемой ситуации она не утрачена, а является недействительной.
При этом работодатель вправе внести в новую трудовую книжку сведения о прежних местах работы сотрудника до его приема на работу, чтобы восстановить непрерывный трудовой стаж. Такая возможность предусмотрена в пункте 23 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.
Пункт 3.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, разъясняет следующее: при восстановлении непрерывного трудового стажа в трудовую книжку работника по последнему месту работы в графу 3 раздела «Сведения о работе» вносится запись: непрерывный трудовой стаж восстановлен с такого-то числа, месяца, года. В графе 4 дается ссылка на соответствующее наименование документа, на основании которого внесена запись, с указанием даты его оформления и номера. Некоторые специалисты полагают, что в рассматриваемой ситуации в этом качестве может выступать трудовая книжка старого образца.

- Зам. директора по УВР была на больничном, в день выхода на работу опоздала на один час. К моменту прихода на работу уже был составлен акт об отсутствии на рабочем месте. Как поступить в данном случае: уволить или оформить предупреждение?

- Рабочим признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени
(ст. 91 ТК РФ).
Статьей 100 ТК РФ установлено, что время начала и окончания работы, время перерывов в работе, продолжительность рабочей недели, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (совершение дисциплинарного проступка) работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (ст. 192 ТК РФ):
1. замечание;
2. выговор;
3. увольнение по соответствующим основаниям. Такие основания для увольнения предусмотрены пп. 5, 6, 7, 8, 9, 10 части первой ст. 81, п. 1 ст. 336, ст. 348.11.
В частности, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения работником прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ).
Также трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ). Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по данному основанию при условии, что к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
Соответственно, если работник без уважительных причин отсутствовал на рабочем месте не более четырех часов и у него нет неснятых дисциплинарных взысканий (ст. 194 ТК РФ), он не может быть уволен по пп. 5, 6 части первой ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с частью четвертой ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (устанавливаются федеральными законами для отдельных категорий работников).
Законом не предусмотрено такого вида дисциплинарного взыскания, как предупреждение. В рассматриваемом случае может быть применено взыскание в виде замечания.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть вторая ст. 192 ТК РФ). Общими принципами юридической ответственности (в том числе и дисциплинарной) являются справедливость, равенство, соразмерность, законность и прочие. Поэтому в случае возникновения спора на работодателе будет лежать бремя доказывания не только факта совершения дисциплинарного проступка, но и того, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
Соразмерность примененного работодателем дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка в конечном итоге может быть оценена только судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Так, в одном деле суд пришел к выводу, что объявление выговора несоразмерно для такого проступка, как опоздание на 30 минут (определение Липецкого областного суда от 16.11.2009 № 33-2557/2009). В другом же разбирательстве суд оценил, что опоздание работника на 12 минут является достаточным основанием для объявления ему выговора (определение Липецкого областного суда от 11.04.2011 № 33-988/2011). Еще в одном деле суд посчитал, что за систематическое опоздание на работу на 4-9 минут может быть применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (определение Московского городского суда от 29.06.2010 по делу № 4г/7-5927/10).
Обращаем внимание, что привлечение к дисциплинарной ответственности при наличии к тому соответствующих оснований является правом, а не обязанностью работодателя: в случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель может вообще не налагать на него дисциплинарного взыскания.

- Может ли школа взять на должность заместителя директора по безопасности студентку 5-го курса вуза по специализации ЧС?

- Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - Приказ) заместитель руководителя образовательного учреждения должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Увы, в данном случае не соблюдены требования квалификационной характеристики по должности.
Но можно обратить внимание на пункт 9 Общих положений Приказа, который предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.
С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.
С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.
Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.
Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.
При применении пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие «в порядке исключения» при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от
9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н). Такие разъяснения даны в письме Минобрнауки РФ от 15.08.2011 № 03-515/59.
В предлагаемом случае очень многое будет зависеть от желания администрации взять на работу именно этого кандидата. Но опыт работы в любом случае нужно получить, возможно, какое-то время и на другой педагогической должности.

Образовательный процесс

- Родители ученика представили справку врачебной комиссии о том, что их ребенок по состоянию здоровья нуждается в индивидуальном обучении со второго полугодия учебного года. Возможно ли организовать обучение ребенка в здании школы или обязательно уроки должны проходить на дому?

- Согласно п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований регламентируется уставом данного образовательного учреждения.
В связи с этим в школе также должны быть приняты локальные акты, регулирующие порядок обучения учащихся по индивидуальному плану, на дому.
Статья 51 Закона предусматривает также, что для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Строгих требований о том, как должно быть организовано обучение на дому, законодательно не установлено. Поэтому индивидуальное обучение может быть организовано в тех условиях, которыми располагает школа. Если ребенок может посещать школу, то ему необходимо составить индивидуальный план и график занятий. Если ребенок не может посещать школу и врачи рекомендуют организовать обучение на дому, то учебный процесс организуется на дому ребенка.
В любой ситуации администрация обязана провести изменение учебной нагрузки учителей на основании справки из лечебного учреждения, заявления родителей и приказа директора о переводе учащегося на индивидуальный план обучения.

- Как производить расчет нормы времени на прием экзамена и на проверку контрольных работ у заочников в колледже?

- Согласно письму Минобразования РФ от 30.12.1999 № 16-52-290ин/16-13 «О Рекомендациях по организации учебного процесса по заочной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» промежуточная аттестация включает: экзамены, зачеты, итоговые письменные классные (аудиторные) контрольные работы, курсовую работу (проект). Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно.
По дисциплинам, по которым не предусмотрены экзамены, курсовой проект (работа), проводится зачет или итоговая письменная классная (аудиторная) контрольная работа за счет времени, отводимого на изучение данной дисциплины.
На проведение одной итоговой письменной классной (аудиторной) контрольной работы отводится не более трех учебных часов на группу. На проверку трех работ предусматривается один час.
В межсессионный период выполняются домашние контрольные работы, количество которых в учебном году не более десяти, а по отдельной дисциплине - не более двух.
Домашние контрольные работы подлежат обязательному рецензированию. По согласованию с образовательным учреждением выполнение домашних контрольных работ и их рецензирование может выполняться с использованием всех доступных современных информационных технологий.
На рецензирование контрольных работ по общеобразовательным, гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественно-научным и общепрофессиональным (общетехническим, общеэкономическим, общепедагогическим) дисциплинам отводится 0,5 часа; по общепрофессиональным (общеотраслевым) и специальным дисциплинам - 0,75 часа.
Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Общий срок нахождения домашней контрольной работы в образовательном учреждении не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карточке студента.
По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Дополнительная оплата за собеседование не предусматривается.
Конкретные нормы должны быть утверждены образовательным учреждением.
Согласно рекомендациям Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек - на 12, в группе от 16 до 20 человек - на 18.

Пенсия

- Нам сообщили, что школу, в которой я работаю, расформируют. До педагогической пенсии мне не хватит одного года. Хочу взять длительный отпуск до одного года в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Включается ли время нахождения педагогического работника в таком отпуске в стаж, дающий право на досрочную педагогическую пенсию и пенсию по старости?

- Если такой отпуск не оплачивается, то период нахождения в этом отпуске в страховой стаж для назначения трудовой пенсии не включается. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных вышеназванным законом. В статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К сожалению, в стаж для досрочной пенсии время нахождения в отпуске до одного года педагогическим работникам не засчитывается.

- Мне предлагают должность директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. На сегодняшний день мой стаж для досрочной пенсии составляет 23 года. Если я соглашусь на новую должность, будет ли такая работа засчитываться в стаж для педагогической пенсии?

- Учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и должность директора этого учреждения поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г.
№ 781) - далее Список.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утверждены вышеназванным постановлением), периоды работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка (в том числе и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом, работа директором социально-реабилитационного центра может быть засчитана в стаж для досрочной педагогической пенсии при условии выполнения нормы рабочего времени.
Отпуск

- Может ли руководство техникума установить дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день заместителю директора?

- Статьей 119 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
В связи с этим Перечень работников с ненормированным рабочим днем должен предусматриваться правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором образовательного учреждения.
Трудовой кодекс РФ не предусматривает и ограничений по максимальной продолжительности дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, устанавливая только минимальный предел продолжительности, составляющий 3 календарных дня.
В связи с этим продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день должна определяться самими образовательными учреждениями с учетом изложенных выше условий.
Педагогическим работникам предоставляется право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. При этом статьей 119 Трудового кодекса РФ не установлено ограничений в праве на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день для работников, которым действующим законодательством установлены ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска.
Следовательно, образовательное учреждение вправе включить в Перечень работников с ненормированным рабочим днем заместителей руководителей образовательных учреждений, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день.

Аттестация

- Сможет ли учитель подтвердить свою квалификационную категорию, если в силу разных объективных причин длительное время не повышал квалификацию? Может ли только на этом основании работник быть признан не соответствующим занимаемой должности?

- В соответствии с требованиями пункта 20 Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 г. №209) представление работодателя, на основании которого проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности, должно содержать, в том числе, информацию о прохождении работником повышения квалификации.
Представление прежде всего должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности. На основе данной оценки, а также по результатам квалификационных испытаний по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности по занимаемой должности, формируется соответствующее решение аттестационной комиссии.
При общей положительной оценке профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности, в т.ч. по результатам квалификационных испытаний, отсутствие в представлении работодателя на педагогического работника информации, связанной с повышением им квалификации, не может служить основанием для признания его не соответствующим занимаемой должности.
Вместе с тем, поскольку наличие в представлении работодателя информации о прохождении педагогическим работником повышения квалификации обусловлено требованиями, предусмотренными Порядком аттестации педагогических работников, аттестационная комиссия вправе запросить у работодателя необходимую информацию.
Такие разъяснения даны в письме Минобрнауки РФ от 15 августа 2011 г. № 03-515/59.

Родители и школа

- В школе во время перемены нашему ребенку был нанесен вред здоровью в результате драки. Практически два месяца он не ходил в школу, лечился в стационаре, пришлось оплачивать консультации врачей. Нам советуют подать исковое заявление о компенсации морального вреда и материального ущерба к школе. Возможно ли удовлетворение такого иска?

- Обращение в суд о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда - это ваше право. Вы можете настаивать на взыскании компенсации со школы или с родителей виновных лиц, причинивших вред здоровью вашего ребенка, если они установлены.
Суд может поддержать ваши требования о взыскании компенсации, если телесные повреждения были нанесены во время пребывания ребенка в школе, то есть в то время, когда он находился под надзором учреждения, обязанного осуществлять образовательный процесс и обеспечивать воспитание обучающихся.
Например, аналогичное дело рассматривалось в Челябинском областном суде. Один ученик в результате ссоры бросил в другого ученика шариковую ручку, которая повредила глаз ребенка. По сообщению пресс-службы Челябинского областного суда, иск матери пострадавшего ребенка к школе был удовлетворен: со школы в пользу истицы был взыскан материальный ущерб в общей сумме
34 тысячи 67 рублей и компенсация морального вреда в размере 60 тысяч рублей.
Суд пояснил, что по Гражданскому кодексу РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. За вред, причиненный несовершеннолетнему, отвечают его родители, если не докажут, что вред возник не по их вине
(ч. 1 ст. 1073 ГК РФ).
Согласно трудовому распорядку педагоги несут полную материальную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения занятий и перемен. Суд счел, что образовательное учреждение не приняло всех мер для надлежащего исполнения своих обязательств по осуществлению надзора.