Пенсия

- Право на досрочную педагогическую пенсию установлено статьей 27 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом Правительством РФ (постановление от 29.10.2002 г. № 781) на основании закона утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список).
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Правила).
В Списке названы должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом (п.2 «Наименование должностей») и учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества (п. 2 «Наименование учреждений»).
Однако Правилами установлены некоторые условия, при наличии которых вопрос о пенсии заместителю директора по учебно-воспитательной работе решается положительно.
Так, подпунктом «в» пункта 8 Правил установлено, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается за период до
1 ноября 1999 года.
К тому же пункт 12 Правил предусматривает, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Таким образом, работа в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ ДОД «Дом детского творчества» в период после 1 ноября 1999 года, к сожалению, не засчитывается в стаж для досрочной педагогической пенсии.
Такое положение не раз пытались оспорить в Конституционном суде РФ. Так, очередное Определение Конституционного суда РФ по сложившейся ситуации датируется 15 июля 2010 г.
(№ 1014-О-О).
В частности, Конституционный суд РФ, отказав истице в рассмотрении жалобы на неконституционность вышеуказанных пунктов Правил, пояснил следующее.
Правительство РФ, действуя в пределах предоставленного ему полномочия, постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 3210-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, который в разделе «Наименование учреждений» содержал указание на внешкольные учреждения, к которым, в частности, относились дома пионеров и школьников, в разделе «Наименование должностей» - указание на заместителя директора (заведующего).
С 1 ноября 1999 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая учреждения дополнительного образования детей, в числе которых - дома пионеров и школьников, центры детского творчества, в выслугу лет не засчитывается. В подпункте «в» пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, фактически воспроизведены нормы постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
С принятием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.
Основанное на формально определенных критериях, имеющих объективную природу, изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) учреждения дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определения от 20 октября 2005 года № 392-О, от 25 января 2007 года № 18-О, от 19 июня 2007 года № 476-О-О, от 25 февраля 2010 года № 301-О-О).
Что касается кружковой работы, то время работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей должно включаться в стаж работы на общих основаниях: до 1 сентября 2000 года - без ограничений, а далее - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы педагогу дополнительного образования - 18 часов в неделю.

Отпуск

- По объективным причинам многие учителя нашей школы не смогли использовать свой отпуск полностью несколько лет подряд. Имеют ли они право требовать денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска прошлых лет?

- В соответствии со статьей 127 Трудового кодекса при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Это единственный способ получить все причитающиеся средства.
Обращаю внимание, что статья 124 ТК РФ прямо запрещает непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Вопрос о замене ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией регулируется статьей 126 ТК РФ. Так, установлено, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.
Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).
Компенсация в полном объеме за неиспользованный отпуск действующим трудовым законодательством предусмотрена только при увольнении. Можно обратиться к руководству с просьбой предоставить неиспользованный отпуск в полном объеме.
В вашем случае не указано, какое количество дней отпуска не использовано и почему не выплачена компенсация за предыдущие годы. Если речь идет о неиспользованных днях сверх 28 календарных дней, то вопрос с выплатой компенсации решить возможно.
Однако надо помнить, что замена части отпуска денежной компенсацией возможна только по письменному заявлению работника, но работодатель вправе и отказать в выплате компенсации за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней.
Администрация учреждения не обязана выплачивать денежную компенсацию за неиспользованную часть отпуска работнику по его заявлению, но при наличии финансовых возможностей в учреждении администрация может удовлетворить заявление работника о компенсации ему части неиспользованного отпуска, в том числе и за прошлое время. То есть следует иметь в виду, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.
Предоставление Трудовым кодексом РФ права компенсации за неиспользованный отпуск решает многие проблемы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, где установлены дополнительные отпуска большой продолжительности и педагогические работники не успевали использовать все дни отпуска до начала нового учебного года.
Что касается компенсации за неиспользованные отпуска за прошлое время, то она может быть выплачена и за весь прошлый период при наличии финансовых средств у учреждения.

Образовательный процесс

- Существуют ли законодательные ограничения для администрации школы по проверке работы учителя?

- Проверка деятельности учителя может осуществляться на основании Положения о внутришкольном контроле, разрабатываемом в самом образовательном учреждении. При этом нужно иметь в виду и положения письма Минобразования РФ от 07.02.2001 №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений».
Так, в письме предусмотрено, что проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:
- планового изучения результатов текущей (промежуточной) аттестации обучающихся;
- необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;
- подготовки к аттестации образовательного учреждения;
- подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);
- подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
- по обращению родителей обучающихся.
Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу таким образом, чтобы иметь возможность посетить необходимое количество учебных занятий. При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы, тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).