Конституционный строй

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011
«Послание Президента РФ Федеральному Собранию»

Президент России озвучил приоритетные задачи, на решении которых он намерен сконцентрироваться в ближайшие месяцы.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ подвел основные итоги своей деятельности на этом посту, перечислил приоритетные задачи, на которых будет сконцентрировано его внимание, а также обозначил безусловные приоритеты, которыми должны заниматься будущие руководители России в целях ее успешного развития.
Для решения практических задач модернизации страны Президент РФ предлагает, в частности, следующее:
- перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов; ввести упрощенный порядок регистрации партий; отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы; сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России; изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий;
- в Государственную Думу будет внесен пакет законопроектов о децентрализации. Его реализация позволит провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов;
- принятие федерального закона, предусматривающего создание федеральной контрактной системы; введение контроля за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и некоторые должности федеральной государственной службы, в тех случаях, когда расходы этих лиц явно не соответствуют их доходам; введение ограничений на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний;
- завершение полномасштабного перехода к бесконтактным технологиям документооборота при реализации государственных функций и оказании публичных услуг населению;
- полноценная реализация программы «Доступная среда»;
- подготовка законопроектов, предусматривающих формирование системы социальной реабилитации граждан, отбывающих наказание, а также тех, кто отбывает наказание, не связанное с лишением свободы; улучшение качества судейского корпуса, создание системы самостоятельных экзаменационных комиссий, через которые будут проходить все кандидаты на высокую должность судьи;
- продолжение работы по созданию открытого правительства, объединяющего для решения стратегических и оперативных задач все уровни и ветви власти, общественных деятелей, экспертов, всех, кто готов участвовать в процессах реального управления государством, в выработке и экспертизе важнейших решений и программ.
Кроме того, в Послании обозначены проблемы, которыми должны заниматься будущие руководители страны.
По мнению Президента РФ, необходимо, в частности:
- создать максимально широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса;
- поддерживать макроэкономическую стабильность;
- реализовать программу модернизации здравоохранения;
- продолжить реализацию программы «Наша новая школа»;
- целенаправленно заняться возрождением культуры;
- устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий;
- придать дополнительные импульсы интеграционным процессам и укреплению сотрудничества с нашими ближайшими партнерами.


Правосудие

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 № 71
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях, и признании утратившим силу постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2007 № 41 «О применении арбитражными судами статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части регулирования сроков предъявления к исполнению постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях»

ВАС РФ уточнил свои разъяснения по порядку рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях в связи с новой судебной практикой и изменениями в законодательстве.
Разъяснения касаются всех стадий арбитражного процесса по таким делам, в том числе определения подсудности, подачи заявления о привлечении к административной ответственности, порядка его рассмотрения, принятия по нему решения, исполнения решения, а также порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности. В постановлении разъясняются и некоторые нормы материального права.
Так, в частности, ВАС РФ указал, что дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подведомственны арбитражным судам и в том случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели утратили данный статус после совершения административного правонарушения.
ВАС РФ также указал, что при принятии решения об отказе в удовлетворении требования прокурора о привлечении лица к административной ответственности судебные расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц в части процедур составления протокола об административном правонарушении, как разъяснил ВАС РФ, могут осуществляться ими как лично, так и через защитника или иное лицо, действующее на основании доверенности (в том числе общего характера, содержащей полномочия на участие в административных делах).
Кроме этого, в постановлении рассмотрены также, в частности, возможность составления в результате проведенной административным органом проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях, возможность объединения арбитражным судом нескольких дел об административных правонарушениях в одно производство, процедуры конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, порядок оформления судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности (в связи с тем что в производстве по делам об административных правонарушениях этот документ заменяет собой исполнительный лист).

Финансы. Налоги

ПРИКАЗ ФНС РФ от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@
«Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядке ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.12.2011 № 22575.

При декларировании доходов, полученных физическими лицами в 2011 году, необходимо применять новую форму декларации 3-НДФЛ.
В новой форме налоговой декларации учтены изменения, внесенные в положения Налогового кодекса РФ по вопросам исчисления и уплаты НДФЛ.
Приказом ФНС РФ утвержден также порядок заполнения налоговой декларации и формат ее представления в электронном виде.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@
«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.12.2011 № 22525.

Утверждена форма, по которой налогоплательщики, осуществляющие медицинскую или образовательную деятельность, подают сведения о доле доходов от этих видов деятельности и о наличии в штате необходимого количества работников и персонала с целью применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая ставка 0 процентов по налогу на прибыль применяется при условии, в частности, наличия доли доходов от указанных видов деятельности не менее 90 процентов, наличия в штате этих организаций непрерывно в течение налогового периода не менее 15 работников. В штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала должна составлять не менее 50 процентов. Указанные сведения организации должны подавать по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 19.12.2011 № ММВ-7-6/942@
«Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронном виде»

Бухгалтерскую отчетность за 2011 год в электронном виде следует представить в налоговые органы в соответствии с новыми требованиями.
Формат бухгалтерской отчетности (часть CV, версия 5.01), утвержденный приказом ФНС РФ от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@, утрачивает силу. За отчетный период 2011 года при передаче данных бухгалтерской отчетности в налоговые органы в электронном виде следует руководствоваться новой версией формата, которая разработана с учетом изменений, внесенных в бумажные формы бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н.

ПИСЬМО ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985

ФСС РФ разъяснил, какие выплаты работникам следует включать в базу для начисления страховых взносов.
Фондом социального страхования подготовлено обзорное письмо, в котором собраны ответы на вопросы плательщиков страховых взносов, касающиеся, в частности, отнесения к объекту обложения страховыми взносами следующих выплат и вознаграждений в пользу работников:
- перечисляемых организацией за своего работника сумм процентов по кредиту на потребительские цели;
- стипендии, выплачиваемой по ученическому договору;
- сумм выходного пособия руководителю организации в связи с увольнением;
- оплаты санаторно-курортных путевок для работников и членов их семей;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- среднего заработка, выплачиваемого в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, начисленные в период прохождения военных сборов, за дни сдачи крови работниками-донорами, за дни прохождения беременными женщинами обязательного диспансерного наблюдения;
- суммы возмещения расходов лицам, работа которых осуществляется в полевых условиях;
- сумм компенсаций за использование личного имущества работника, компенсаций за наем жилого помещения;
- оплаты обучения работников на языковых курсах, оплаты обучения внештатных сотрудников и пр.
В письме содержатся также ответы на вопросы, касающиеся порядка реализации права плательщиков на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Здравоохранение

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.2011 № 22637.

Контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством РФ.
Ранее было установлено, что контроль за выполнением этих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами.