В жизни, например, при трудоустройстве на работу, во время собеседования с работодателем надо уметь себя преподнести, создать благоприятное впечатление. Резюме не ответит на все вопросы, обязательно потребуется доказать, что твоя компетенция и опыт заслуживают и должности, и соответствующей зарплаты. Умение защищать проект или презентацию сыграет огромную положительную роль при учебе в вузе и позволит студенту выделиться из общей массы, привлечь к себе внимание преподавателей и будущих работодателей.
Способ проведения общественной дискуссии на острую тему, способ проведения уроков - это дебаты. Любое образовательное учреждение, ознакомившись с данной технологией, приходит к выводу о целесообразности и необходимости ее широкого использования.
Несмотря на холод и ветер за окном, в Медвежье-Озерской школе жарко - игры! И все участники как-то уж слишком серьезно подготовлены...
В первый день игр за право выйти в полуфинал боролись команды 8-х, 9-х и 10-го классов, а тема их дискуссий звучала как «Здоровье можно купить». Очень интересная и спорная тема, много в ней и «за», и «против». Да и истолковать это утверждение можно по-разному. Но именно такие неоднозначные темы делают игру более яркой и насыщенной. Например, команды утверждения говорили, что здоровье как материальный предмет купить нельзя, но мы покупаем его каждый день вместе с тем, как покупаем теплые вещи, продукты, платим за воду и средства личной гигиены. А также мы вынуждены платить за дорогостоящие операции, когда на кону стоят наши собственные здоровье и жизнь. Поэтому можно сказать, что мы «покупаем» себе здоровье, и с этим сложно не согласиться. Но, с другой стороны, команды отрицания, опровергая аргументы противника, говорили, что мы-то платим именно за вещи и именно за пищу, платим именно за операцию, но не за здоровье, так как здоровье (исходя из определения) - это состояние, а состояние купить невозможно. Здоровье, как и друзей, не купишь. Насколько непрочны купленные друзья, настолько непрочно и купленное здоровье. Вот такие споры разворачивались между командами!
И та и другая сторона, безусловно, правы. Но дебаты ни в коем случае не выявляют истину. Побеждает здесь не та команда, точка зрения которой была ближе к истине, а та, которая была более убедительной и лучше справилась со своей задачей.
Все дебатеры показали отличный уровень игры и интеллекта, поэтому судьям было довольно сложно выбрать полуфиналистов. Но в итоге в полуфинал прошли команды из 8-го «Б» (Кира Приданцева, Кристина Хмара, Анастасия Ветрова), 9-го «Б» (Мария Малахина, Яна Круковская, Виктория Ковалык), 9-го «В» (Валерий Авдеев, Анастасия Князева, Наталья Новицкая) и 10-го (Галина Устиновская, Ольга Зводина, Анастасия Тихонова) классов. Им предстояло еще раз сразиться между собой на ту же тему, чтобы определить две сильнейшие команды, которые попадут в финал.
По итогам двух игр в финал вышли команды из 10-го и 9-го «Б» классов. Судить последнюю игру в Медвежьи Озера приехали координатор программы «Дебаты» по Центральному федеральному округу Ольга Попенкова и зам. директора Ивантеевского методического центра Ирина Сюльгина. И Биокомбинатовская школа выступила почетным гостем, что участникам было очень приятно.
Тема финальной игры звучала как «Надо разрешить в России продажу огнестрельного оружия для самообороны». Вот уж действительно актуальная тема! Услышав это утверждение, большинство людей сразу говорят: «Нельзя разрешать продажу огнестрельного оружия, тем более в России, ведь оно будет использоваться в преступных целях, будут совершаться убийства невинных людей, а на улицах воцарятся хаос и беспорядок!» Но не все так просто. Команда 10-го класса, которой по жребию выпала сторона утверждения, говорила, что оружие будет предоставляться на строгих условиях и только законопослушным и адекватным гражданам. Это уже гарантировано Федеральным законом «Об оружии» с 1996 года. Также они сказали об опасности, которая подстерегает каждого человека на улице, и привели в пример недавно избитого безоружного журналиста Олега Кашина. Ведь какими бы раздутыми ни были органы правоохранительной власти, в основном свои функции они начинают выполнять уже после совершения преступления, когда человека уже убили или изнасиловали. Поэтому каждому гражданину РФ необходимо дать возможность защитить себя самому.
Но команда отрицания в лице учениц 9-го «Б» класса сумела привести не менее убедительные аргументы в свою пользу. Например, они сказали, что Россия - страна со своим менталитетом, не присущим ни одной другой стране. Имелись в виду любовь к выпивке и, как следствие, хулиганство и безрассудность в поступках. Ну и, конечно, опасность продажи оружия неадекватным людям, что может привести к серьезным проблемам и увеличению преступности.
Обе команды показали достойную игру, как и всегда, они бились практически на равных. До самого последнего момента для игроков и зрителей оставалось вопросом - кто же победит? Но после длительного совещания судьи признали более убедительной команду утверждения. Они-то и стали лидерами двухдебатного марафона.
Недели дебатов в нашей школе - это всегда значимое и ожидаемое событие. Очень приятно, что на подобные мероприятия к нам приезжают гости из других школ, чтобы посмотреть и поучиться дебатам. Ученики Медвежье-Озерской школы рады проводить показательные игры и помогать всем желающим научиться этой технологии.
Сейчас медвежьеозерские дебатеры уже готовятся к Всероссийскому зимнему чемпионату «Дебаты», который пройдет в Ивантеевке. Там соберутся все, кто овладел искусством спора в полной мере.
Но дебаты - это не просто спор. Это игра, приносящая огромную, просто неоценимую пользу. Готовясь к игре, вы изучаете множество литературы, обращаетесь к различным источникам, учитесь правильно излагать свои мысли, слушать собеседника и опровергать его аргументы. Вы не ощутите этого на себе, если будете просто смотреть игры. Вы поймете это, лишь участвуя в них постоянно. Поверьте: ни на уроках в школе, ни где бы то ни было еще вы или ваш ребенок не получите столько умений и навыков, как в игре «Дебаты». Принимая в них участие, человек строит себе достойное будущее. А если и не строит, то значительно его упрощает. Поэтому дебатеры Медвежье-Озерской школы всегда готовы делиться своим опытом и знаниями.

Гавриил ПОЛЯКОВСКИЙ, директор школы; Анастасия ТИХОНОВА, ученица 10-го класса
Медвежьи Озера, Щелковский район