- Александр Иванович, что повлечет за собой реорганизация?
- Дело, конечно, не в смене вывески. Хотя Губернский профессиональный колледж - это звучит и красиво, и заманчиво. Еще 5 лет назад мною была разработана концепция непрерывного образования, которая у нас начинается с 4 лет. Но выпадало звено начального профессионального образования. Возникла идея: а почему бы не попробовать на территории нашего Серпуховского региона, в южном Подмосковье, где есть сильный научный потенциал, создать образовательный холдинг, совместить усилия ряда учебных заведений, соединить имеющуюся профессиональную базу, чтобы наша молодежь могла выбрать по душе ту профессию, которую желает получить. И главное, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда. И вот наконец замысел начинает претворяться в жизнь. Постановлением правительства Московской области было принято решение путем слияния четырех образовательных учреждений (нашего колледжа и 99-го, 28-го и 19-го профучилищ) создать Губернский колледж.
- Это значит, что рождается новое учебное заведение?
- Совершенно верно. И новое оно не только по названию, но и по структуре, и по типу, и по задумкам. В перспективе мы будем рассматривать подготовку бакалавров на нашей базе. Это уже первая ступень высшего образования. Надеюсь, получим поддержку и у руководства области, в Министерстве образования.
Из-за данной реорганизации учебные заведения, присоединившиеся к нашему колледжу, получили более высокий статус. Задача нового колледжа будет заключаться в том, чтобы молодые люди в нем обучались самым разным специальностям. А преобладающими станут те профессии, которые востребованы молодежью нашего города и района.
Кстати, реорганизация не последний шаг в этом направлении. В 2011 году в Московской области планируется присвоить статус автономных целому ряду образовательных учреждений. Губернский профессиональный колледж также обретет этот статус. Плату за образование в автономных учреждениях вводить никто не собирается. Финансироваться они будут в рамках образовательных стандартов, то есть через систему государственного заказа. Появится больше самостоятельности, доверия и, безусловно, ответственности...
- Какие новые специальности появятся в колледже?
- Разумеется, новые специальности - это интересно. Но это не значит, что мы забудем о нашей основной миссии - подготовке педагогических кадров. Ведущим, надеюсь, останется именно педагогический факультет. Планируем в недалеком будущем (возможно, уже с сентября) начать подготовку специалистов для службы в МЧС. Кроме того, нашим правоохранительным органам сегодня нужны специалисты по служебному собаководству. Думаю, имея площади, земельные участки, в короткое время сможем разработать программу подготовки профессиональных кинологов. Знаю, что нам окажут помощь в кадровом вопросе, будут сотрудничать, поддерживать. И в области эту инициативу приветствуют.
Начнет работать факультет автомобилестроения. Водители и автослесари нужны всегда. Сегодня мы их должны учить на современных машинах последнего поколения. И знания они будут получать такие, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда.
Рассматриваем вопрос подготовки специалистов дошкольного и школьного детского питания, барменов-официантов со знанием иностранных языков, наши педагоги смогут дать им эти знания.
- Ни один областной праздник не обходится без номеров, которые рождаются в стенах этого педколледжа. Как вам удается привлекать таких замечательных мастеров танца и хореографических постановок?
- В учебном процессе вообще без дополнительного образования обходиться нельзя, творчество развивает личность! Это касается и спорта, и хореографии, и музыки. В работе колледжа эстетическое воспитание всегда занимало большое место. В 70-е годы здесь трудился коллектив преподавателей музыки, который возглавлял Николай Зябликов. Было три хора, оркестр народных инструментов, вокальные, инструментальные и танцевальные ансамбли. Нам удается это сохранять, и министерство всегда поддерживало нас. Сейчас стоит задача еще увеличить ставки педагогов дополнительного образования, чтобы двигаться дальше.
Творческие коллективы МОПК, где занимаются не только наши учащиеся, но и маленькие жители города и района, в последние два года принимают самое активное участие в масштабных областных мероприятиях. Это и губернаторский бал золотых и серебряных медалистов, и православный открытый урок «Духовные родники Подмосковья», и областное родительское собрание, и губернаторская рождественская елка. День учителя, финал конкурса «Педагог года Подмосковья», теперь вот посчастливилось внести свою лепту и в праздничную атмосферу I Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России-2010». Тот уровень, который мы демонстрируем, говорит о многом. Поэтому как не поддерживать такие кадры, не развивать их, не стимулировать материальную и техническую базу?!
- Колледжу в этом году исполнилось 80 лет. Круглая дата... Министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, поздравляя вас, сказала, что ваш колледж - уникальное образовательное учреждение, настоящая драгоценность в ожерелье системы образования Подмосковья. Созданная здесь система подготовки будущих педагогов, всесторонне развитых, эстетически образованных, ярких людей, в полной мере отвечает задаче формирования нового учительского корпуса региона.
- Любой успех всегда остается в прошлом. Но он выводит нас на новый уровень. 80-летняя история нашего учебного заведения - это определенные этапы его развития, вехи, трудности, успехи... И на каждом таком этапе коллектив колледжа вносит свой определенный вклад, в том числе его ветераны. Несколько поколений выпускников, которых подготовило наше учебное заведение за годы своего существования, сегодня успешно трудятся в системе образования.
- В нынешнем году минуло 25 лет, как вы возглавляете колледж. Какие самые яркие события произошли за этот период?
- Запоминающиеся события - это и есть этапы развития нашего учебного заведения. Это было обыкновенное училище, когда я сюда пришел. Такое же, как и 385 других педагогических училищ страны. Сначала оно стало учебно-педагогическим комплексом. После распада Советского Союза прошла реорганизация педобразования в России. В порядке эксперимента мы были включены в число 15 учебных заведений, которые приобрели статус колледжа. И вот на этих этапах появилась идея создания своей собственной базы практики. В структуру вошли дошкольное учреждение, начальная и средняя школы, а в нынешнем году мы сделали первый выпуск одиннадцатиклассников.
Мы с 1985 года целенаправленно оснащали учебно-материальную базу, создавали и оборудовали кабинеты техническими средствами обучения, вычислительной техникой, приобретали теле-, радио- и видеоаппаратуру. С этого времени стали готовить педагогов с узкой специализацией (воспитатель группы продленного дня, детского дома, школы-интерната, старший пионервожатый, оформитель, хореограф, психолог, учитель иностранного языка, преподаватель информатики), воспитателей дошкольных учреждений с узкой специализацией (преподаватели иностранного языка, физвоспитания, изодеятельности, методики развития речи, логопедии, музыкальный руководитель). Во второй половине 80-х у нас появились основы социально-политических знаний, основы экономики, основы философии.
В начале нового тысячелетия в колледже появились еще три отделения, выпускники которых уже защитили свои первые дипломные проекты. Теперь МОПК готовит и ландшафтных дизайнеров, специалистов по рекламе, художников-модельеров. Только за последние пять лет подготовлены 942 конкурентоспособных специалиста, востребованных на современном рынке труда. 73 процента из них работают в системе образования Российской Федерации.
Можно много говорить о ярких моментах. Это и внедрение инновационных методов в образовательный процесс, и появление первых компьютеров. Ни у кого их тогда еще не было, мы первые приобрели. Мало кто ими мог пользоваться. А сегодня каждый наш педагогический работник - вполне продвинутый юзер. Сейчас мы озабочены, как бы не случился перекос в компьютеризацию. Живого слова не заменит ни одна техническая игрушка. Не зря Франсуа де Ларошфуко говорил: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов». Важны человек и то, что он несет миру. Мне кажется, умение общаться - львиная доля жизненного успеха. Поэтому педагог должен владеть искусством живой речи и учить ему других. Учатся у тех, кого любят. А для того чтобы тебя полюбили, надо уметь донести свет своей души до других. Нужные слова - лучшие помощники в этом. Думается, в нашем коллективе нет многих проблем именно потому, что мы умеем общаться, то есть готовы всегда услышать, а значит, понять друг друга.
- Какими еще принципами вы руководствуетесь в своей деятельности?
- В первую очередь  это работоспособность, полная отдача своему делу, уважительное отношение к тем, с кем работаешь и кого обучаешь. А еще непрерывное движение вперед! Этого же жду и от своего коллектива.