Однажды малышка простудилась. Болела долго, с высокой температурой. А спустя какое-то время детский эндокринолог сообщила маме, что у дочери серьезное осложнение - диабет. И начались окаянные дни: уколы, больница, процедуры. И очень строгий режим, и строгая диета. Так шли годы. Девочка росла. А когда ей исполнилось семь и ее дворовая подружка надела школьное платье и белые банты, она неожиданно заявила: «Я тоже хочу учиться!» Мама понимала, что девочке обязательно нужна школа. Но как соединить тяжелое лечение с радостным учением? Тогда, три года назад, ей казалось, что это невозможно.
...В Ставропольском региональном центре дистанционного обучения детей-инвалидов горячее времечко: приходит новое оборудование, повсюду ящики!
- Первый наш проект назывался «Создание форм дистанционного обучения». Он продлился до марта 2009 года, - говорит руководитель центра Лариса Архипова. - За год мы, учитывая рекомендации врачей, набрали 40 учеников. Все они были оснащены техникой. Каждый ребенок бесплатно получил компьютер, WEB-камеру, сканер - короче говоря, весь набор. Каждому бесплатно был проведен Интернет, который и по сей день оплачивается из краевого бюджета. Для проведения занятий с детьми набрали мы, разумеется, и сетевых преподавателей. Их должно было быть десять (по одному на четырех учеников), но мы подготовили 20 учителей - так много было желающих попробовать себя в новом деле. Обучали их специалисты московской i-школы. Затем они прошли курсы повышения квалификации.
- Лариса Анатольевна, а по каким предметам их подготовили?
- По всем. Каждый преподаватель получил хорошие навыки работы по своему предмету. Однако акцент мы сделали на дополнительное образование. Ну, например, по WEB-дизайну. Или есть у нас такой предмет, как путешествие в мир географии. И край нашел возможность оплачивать сетевым преподавателям дополнительное количество часов, затраченное на обучение детей с проблемами здоровья. Каждый ребенок младшего возраста помимо восьми часов, которые отводятся на индивидуальные занятия, получил еще три, а среднее и старшее звено четыре часа - на дополнительное образование.
- Вы обучаете даже маленьких детей?
- Ну не совсем маленьких, не с первого класса! В основном это ребята от 9 до 15 лет. Но есть и старше. У одиннадцатиклассника Дениса Белозерова сложное заболевание сердца, он не мог дойти до школы. Когда мама узнала о нашем центре, она попросила взять его на обучение, ведь иначе парень сидит, замкнутый в четырех стенах.
- А где находятся сетевые преподаватели?
- Когда мы начали проект, прежде всего встал вопрос, где создавать рабочее место учителя. И мы решили создать опорные школы. У нас их пять. Сам центр занимается координационной, организационной, технической, методической и консультативной помощью непосредственно опорным школам, сетевым учителям, которые в них находятся, и детям. Родителей, кстати, мы тоже обучили работать с компьютером, чтобы они могли контролировать образовательный процесс.
- А кто работает непосредственно в самом центре?
- У нас в штате социальный педагог, психолог, методисты, инженеры, технические сотрудники для обслуживания компьютеров. Надо сказать, оборудование, которое находится в семьях нашей категории, очень дорогое, поскольку оно щадящее, его специально разрабатывали для детей-инвалидов.
- А что у вас есть особенного? Чего, например, нет у других...
- В прошлом году мы провели педагогическую игру «Вместе весело шагать». Играли все 20 сетевых преподавателей, находящихся в разных городах и селах. Целью игры стало наше желание их познакомить и подружить. Ведь мы единый коллектив! Коллектив в Сети. Итак, мы поставили перед каждым педагогом задачи и распределили их по группам, у нас в игре это были племена. Получилось три племени, в каждом учителя из разных школ. Все три племени мы собрали на «Поляне знаний» и предложили задания. Племена придумали себе названия и девиз, распределили роли между собой. Они должны были выбрать главу племени, координатора. Различные педагогические задания мы выкладывали перед племенами постепенно. Ну, например, ознакомиться с игровыми технологиями, с технологиями дистанционного обучения. А дальше мы дали нашим игрокам понять, что такое игровая деятельность. Это очень нужно учителям для дистанционной работы с детьми, особенно на дополнительных предметах. Мы показали, что такое игровые технологии в дистанционном обучении. Было и такое задание - разработать сценарий дистанционного урока-игры. Изучали метод мозгового штурма. А в конце нашей педагогической игры «Вместе весело шагать», которая продлилась два месяца, племена анализировали уроки друг друга.
А еще мы проводили межрегиональное мероприятие «Приходите в гости к нам». Знакомились с другими центрами по стране, обменивались опытом. Проводим мы и скайп-совещания. А какой интересный конкурс детского рисунка мы однажды провели! Разработали положение, предложили ребятам тему. С помощью учителей дети выкладывали свои рисунки. Потом мы их всех наградили и всем выслали подарки. Проводили и литературный конкурс «Волшебное перо», и «Родительскую неделю». У нас есть график видеосвязи с родителями. И педсоветы регулярно проводим в Сети. Короче говоря, живем полноценной жизнью настоящего творческого сетевого педагогического коллектива.
...Вот уже второй год почти каждый день ученица четвертого класса Тамара Русиашвили радостно бежит к своему компьютеру. Она любит его как хорошего друга, который помогает ей изучать окружающий мир, чтение, математику и русский язык. В свою родную кисловодскую среднюю школу №12 она может ходить только один-два раза в неделю. И как, наверное, был бы беден мир этой девочки, если бы не тот добрый помощник, чей экран горит в ее комнате таким теплым и умным светом.

Ставрополь - Кисловодск