Здравствуйте, дорогие друзья!
Судьбу единого государственного экзамена по литературе нельзя назвать легкой. Дискуссии о качестве и количестве заданий не утихают до сих пор. Еще несколько лет назад этот экзамен шел в традиционной для ЕГЭ форме - части А, В и С. Но часть А, как говорится, не прошла проверку временем, и с 2008 года ее не стало, остальные разделы тоже претерпели существенные изменения.
Как бы то ни было, экзамен по литературе действующий, и раз вы его будете сдавать, значит, интерес к гуманитарным наукам, специальностям, профессиям поможет нам преодолеть те сложности, которые таит в себе это испытание.
Прежде чем говорить о сложностях экзамена, необходимо заметить, что я сам к экзамену имею непосредственное отношение. Я учитель русского языка и литературы московской школы №143, в этом году выпускаю одиннадцатый класс, в котором шесть человек собираются сдавать экзамен по литературе. Кроме того, я веду специальную группу по подготовке к ЕГЭ по литературе на курсах Московского городского психолого-педагогического университета и, наконец, многие годы являюсь экспертом Московской региональной экзаменационной комиссии по русскому языку и литературе, экспертом апелляционной комиссии. За последние годы набрался определенный опыт преподавания предмета в данном ключе, прохождения экзамена, апелляций. Конечно же, в первую очередь, наверное, так же как и вы, я люблю читать, размышлять, понимать и принимать литературу как необходимую нам духовную, эмоциональную и интеллектуальную пищу.
Итак, будем считать, что предварительное знакомство состоялось, и мы можем углубиться в суть проблемы. Экзамен по литературе имеет ряд отличительных особенностей, которые делают его и простым, и сложным одновременно.
Экзамен по литературе еще до конца не сбалансирован по степени сложности уровней. В части В очень часто встречаются однотипные вопросы, подходящие под большинство произведений определенного рода и жанра. Так, например, вопрос о диалоге как форме обмена репликами героев в драматическом произведении можно встретить практически в любом задании части В, где представлен фрагмент драматического произведения, то же можно сказать и о задании, связанном с определением стихотворного размера, если речь идет о разборе стихотворения или фрагмента поэмы. При таком, казалось бы, несложном подходе к постановке вопроса мы рассчитываем на вполне адекватно сложный уровень С. Однако формулировки заданий С5 в 2010 году говорят об обратном: «Как различные персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» воспринимают слово «ум» и как оно понимается автором?», «В чем различие в движении к истине Пьера Безухова и Андрея Болконского?», «Что придает сатирическим произведениям В. Маяковского общечеловеческое звучание?» Этот вариант С5.1.-С5.3 одного из заданий экзамена говорит о необходимости очень серьезной филологической подготовки ученика, желающего не просто сдать экзамен (что абсолютно нелогично для экзамена по выбору), а сдать его на конкурентный балл.
Система оценивания ЕГЭ по литературе имеет свои особенности. Оценивание заданий С1-С4, С5.1-С5.3 производится экспертом региональной экзаменационной комиссии. Формулировки минимума требований на каждый балл достаточно подвижны в своем толковании, кроме того, по условиям экзамена нераскрытие первого критерия в ответе на проблемный вопрос третьей части влечет за собой автоматически незачет всего ответа С5.1.-С.5.3. Поэтому, выстраивая свои ответы по части С экзамена, необходимо четко соответствовать критериям оценивания, избегая возможности двоякой трактовки написанного. Этому мы будем учиться на каждом занятии. Перечисленные выше особенности экзамена и будут являться отправными точками в наших занятиях.

NB!  Вступительное слово Марата Алимова печатается в сокращении. Полный вариант ищите на сайте онлайн-школы - school.ug.ru. Там же опубликованы все подробности работы школы, расписание, вступительные слова педагогов и тематические планы занятий.