«Все вы знакомы с таким документом, как национальная инициатива «Наша новая школа», - говорит учительница английского языка ростовской школы №65 с углубленным изучением английского языка Ирина Румянцева. - Там перед учителями иностранного языка поставлены сложные задачи: чтобы выпускники умели участвовать в международных дискуссиях и международных проектах». Соответственно хочешь не хочешь, а школьники должны не просто знать язык на очень высоком уровне, но и Интернет как свои пять пальцев.
На сегодняшний момент ключевая фигура в образовательном процессе - учитель. Парадоксально, но дети лучше владеют ИКТ, чем педагоги. Хотя, к примеру, для учителей иностранного языка возможностей в Интернете, наверное, больше, чем у любого другого предметника: методические и аутентичные материалы, онлайн-словари, различные способы коммуникации с носителями языка, форумы, чаты, веб-квесты. «Мои ученики переписывались с одной нью-йоркской школой, - рассказывает Ирина Румянцева. - Мы нашли через Интернет проект «People to people» («Люди - людям»). Ребята заинтересовались, почувствовали, зачем им нужно изучать английский язык. Оказалось, не только потому, что родители заставляют.

Консерватизм или тупая пила

Однако всеми этими инструментами нужно уметь пользоваться. «К сожалению, наш учитель иностранного языка сегодня не очень готов к использованию ИКТ на уроках, - говорит Ирина Румянцева. - Я понимаю, что это не только российская проблема».
Ирина Румянцева участвует в онлайн-курсах Университета Орегон. Группа - тридцать человек со всего мира. В конце курса всем обучающимся было предложено сделать совместный проект либо с коллегами из своей школы, либо с учащимися. «Поскольку я на каникулах занимаюсь с нашими учителями, то уже знаю, насколько сложно им это дается: и они плачут, и я вместе с ними, - говорит педагог. - Вот и решила для защиты выбрать работу с детьми, потому что с педагогами к нужному сроку ничего не успею». Зато некоторые коллеги из других стран выбрали работу с учителями.
Молодая учительница из Венесуэлы с энтузиазмом взялась за проект. По прошествии месяца энтузиазм несколько спал: из 25 учителей, которых она попросила о помощи, после беседы осталось четверо. Последнее письмо от нее русской коллеге было таким: «Наши дети не хотят учить иностранный язык, потому что у них неинтересные учителя, использующие для обучения учебники двадцатилетней давности, с малоупотребительными сегодня фразами, неинтересными картинками».
Ирина Румянцева уверена, что для российских учителей проблемы венесуэльских коллег актуальны, потому что у наших педагогов тоже «все идет с большим трудом».
Компьютер превратился в необходимый уже не просто для работы, но даже для существования в современном информационном пространстве инструмент. И встает уже вопрос: а надо ли вообще учить информатике? Быть может, работа с компьютером должна стать частью каждого школьного урока. Но, как показывает практика, некоторые педагоги не просто не умеют, но и не хотят учиться обращаться с загадочной машиной. «Очень часто в беседе с учителями и при прочтении их анкет встречается такая фраза: «У меня нет времени, чтобы осваивать новые информационно-коммуникационные технологии». «Учителя, не желающего осваивать ИКТ, можно сравнить с человеком, который пилит дерево тупой пилой, - говорит Ирина Румянцева. - Пилит он дерево, пилит, к нему подходит мастер и настоятельно советует остановиться и наточить пилу. «Да мне некогда останавливаться!» - отвечает пильщик и продолжает пилить тупой пилой».
Средний возраст учителя, по официальным данным, 48 лет, то есть в большинстве своем это люди, не изучавшие ИКТ ни в школе, ни в институте. Кроме того, большинство учителей в преподавании используют те методы обучения, по которым учились сами. Возможно, они и хорошие, проверенные, но тут консерватизм скорее мешает, чем способствует. Сегодня согласно опросам только около 30 процентов ростовских учителей используют так или иначе компьютер: в подготовке к уроку, в проведении презентаций, которые потом выкладывают на сайт школы в помощь ученикам. А вот непосредственно Интернет на уроке используют единицы. У Ирины Румянцевой, кстати говоря, с ИКТ все в порядке - она использует в работе с учениками и сайты иностранных газет, и презентации, и многое другое.

Поле для деятельности
Один из вариантов использования ИКТ в образовательном процессе (и, пожалуй, чуть ли не единственный для большинства педагогов) - это составление презентаций для урока. В самом деле, что может быть проще: вместо того чтобы объяснять тему на пальцах и моделях из папье-маше, сделать презентацию и показать ее ученикам. Многие педагоги встали на вторую ступеньку использования ИКТ на уроке - ученические доклады тоже стали объектом для применения Power point. И теперь, выходя к доске, школьник не разворачивает кипу листков альбомного формата, а открывает ноутбук и показывает картинки, графики, фотографии, да что угодно, сопровождая их рассказом.
Впрочем, такой способ ведения образовательного процесса пока еще не принял массового характера. Многие педагоги еще не освоили даже азов пользования Интернетом: поиск там методических разработок по сходной тематике.
Еще несколько лет назад главной темой ИКТ-собраний по всей стране была нехватка Интернета и техники для выхода в него. Сегодня тема поменялась. Теперь вопрос состоит в том, что есть и техника, и выход в Интернет, но учителя с учениками, как выясняется, не мотивированы и не готовы к работе в новом информационно-коммуникационном пространстве. «Давайте вспомним, как раньше на уроке физики и химии нам показывали фильмы, - напоминает кандидат педагогических наук, доцент Института управления, бизнеса и права Ирина Розина. - Вспомните, чем мы занимались в это время? Так вот тут очень важна мотивация учеников и учителей». По ее словам, когда она заговаривает об Интернете, социальных сетях и веб 2.0 со студентами, те усмехаются. Но тут действует принцип «приходите и посмотрим, кто у кого чему научится». И правда, когда студенты приходят к ней на курс, у них в Интернете начинается совсем другая жизнь, далекая от круглосуточного сидения в Контакте и Одноклассниках. «Когда у меня начинаются занятия в Интернете, то во всем институте, кроме моего кабинета, отключают доступ в Сеть, - смеется Ирина Розина. - Чтобы не занимали канал».
Надо сказать, сам вуз, в котором проходила конференция и где работает Ирина Розина, инновационный в полном смысле. Например, студентам-первокурсникам тут выдают нетбуки. Не в подарок, конечно, во временное пользование на год. А один из сотовых операторов «большой тройки» заключил с администрацией Института управления, бизнеса и права договор, по которому доступ к интернет-ресурсам института через модемы этого оператора, розданные студентам, бесплатен.
На своих занятиях Ирина Розина использует все сервисы, которые предоставляет Интернет, - технологии Google, Facebook, Skype и многое другое, без чего веб 2.0 немыслим. Конечно, происходит постоянное общение со студентами из других стран, носителями языка. Существует даже плановое расписание, с которым ознакомлены все субъекты общения и с нашего, и с другого конца оптоволоконного кабеля.
Что же касается Интернета и компьютерных уроков в школе, то тут все сложнее. Большинство учителей, начиная практиковать в классе работу за компьютером, сталкиваются с понятными проблемами: ученики «разбредаются» с нужного ресурса кто куда по Сети, и при этом еще школьники сидят спиной к учителю, изначально привыкшему к визуальному уровню взаимодействия, блеску познания в глазах, так сказать. В такой ситуации, видя одни лишь ребячьи затылки, даже опытный педагог теряется. «Да, учителям в начале работы в классе нужны два человека, - говорит Ирина Розина. - Собственно предметник и учитель информатики. Таким образом, на уроке может вестись совместная работа и по предмету, и по информатике».
К сожалению, несмотря на всеобщее признание заслуг Интернета и ИКТ в деле образования, проблема остается. Технический прогресс значительно опережает темпы создания методик и учебной литературы. Вероятно, единственный способ внедрить окончательно и бесповоротно Интернет в жизнь - это посадить человека за компьютер и сказать: «Работай!»

Ростов-на-Дону