Научить этому можно в три этапа. Дома обсуждаете, как он будет покупать хлеб. Куда пойдет, какого и сколько хлеба купит. Обсуждаете цену хлеба. Затем устраиваете несколько репетиций. Даете более или менее точную сумму денег. Лучше чуть большую. Идете в магазин вместе, вместе выбираете хлеб, затем оплату производит ребенок сам, вы стоите рядом молча. Он может не сразу или неловко вступить в контакт с продавцом или кассиром. Молчите, дайте ему и продавцу шанс пообщаться. Как бы это ни произошло, похвалите ребенка обязательно. Возвращайтесь домой вместе. Всем, кому можно, расскажите, что сегодня Маша покупала хлеб. В следующий раз повторите все то же самое.
Тренируйте ребенка, самоустраняясь все больше и больше. Находитесь в магазине вместе, но он выбирает хлеб сам. Доходите до дверей магазина, но внутрь не заходите, ждете снаружи. Идете до магазина вместе, но как бы врозь, играете - вы чужие люди, не общаетесь. Лучше всего идти за спиной у ребенка, чтобы он вас не видел. Так же возвращаетесь. Каждый раз хвалите. Действуйте таким образом до тех пор, пока ребенок уверенно не начнет все проделывать самостоятельно и, главное, с удовольствием.
Чем старше становится ребенок, тем больше покупок ему можно поручать. Венец всего предприятия - когда подросток сам решает, что и когда покупать из вверенного ему набора.
Хорошо научить ребенка планировать траты. Для этого ему нужны карманные деньги. Они должны появляться в тот момент жизни, когда ему предстоят регулярные траты. Обычно это совпадает со временем начала школы.
Сколько давать? Это стоит обсудить вместе. Правило такое: карманных денег должно хватать на нужды ребенка в школе, но их не должно быть заметно больше или меньше, чем у других детей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной и неотъемлемой. Если ребенок хочет больше, переговорный процесс должен начаться снова. Нельзя лишать ребенка карманных денег в качестве наказания!
Первокласснику лучше давать их каждый день. Чем старше ребенок, тем реже он получает свои карманные деньги. Раз в неделю, раз в месяц. Таким образом ребенок учится распоряжаться своими средствами. Если он не рассчитал и потратил недельные деньги за один день, ему придется ждать до следующей недели. Главное здесь - не ругать его, а сочувствовать и убеждать в том, что в следующий раз он все сделает правильно, и ни в коем случае не давать дополнительных денег, как бы ни просил.
Может ли ребенок зарабатывать деньги в своей семье?
Прекрасно может, если он делает работу, на которую могут быть наняты разные помощники по хозяйству, слесари, уборщицы и т. п. Это отлично получается в тех семьях, где вообще считается, что главный путь обретения денег - труд и честный заработок.
Говоря об оплаченном труде ребенка, я не имею в виду участие в генеральной уборке, которую делает вся семья. Я имею в виду услуги. Например, чистить папины ботинки, красить забор, что-нибудь в этом роде. О цене и сроках надо договориться и следить за тем, чтобы ребенок выполнял взятые на себя обязательства.
Это очень тонкий момент. Есть две ошибки, которые могут погубить все дело. Первая - «нанять» ребенка и начать подгонять его.
Допустим, каждый вечер ребенок должен чистить обувь к завтрашнему дню. Договорились, что она должна быть вычищена к 10 часам вечера. Половина десятого, а ребенок еще не приступал. Мама или папа начинают напоминать. Полный провал. Этим действием родители невольно и безвозвратно сообщают ребенку, что они заинтересованы в том, чтобы он отработал по «договору найма», больше, чем ребенок. Если ребенок не уложился в срок, он просто не получает деньги в этот раз. Это даже обсуждать не нужно - не дали денег и молча показали на часы, на которых уже десять тридцать. Дальше общаетесь как ни в чем не бывало.
Ошибка вторая - «нанять» ребенка и начать плясать под его дудку. Допустим, ему нужны деньги. Он обувь два раза в день почистил, вечером и еще раз этим же вечером. Денег за второй раз не давать, а общаться как ни в чем не бывало.
Дарить ли подарки? Стоит различать собственно подарки - что-то подаренное к празднику, по доброте душевной и от любви, и подарки как знаки поощрения в воспитательном процессе.
С собственно подарками есть только две сложности. Во-первых, подарки не должны быть способом управления и манипуляции. Нельзя обещать подарок и не подарить. Нельзя подарить и потом отнять. Подаренная вещь становится собственностью ребенка, он может распоряжаться ею как угодно. Во-вторых, даря подарки, надо предварительно подумать, какие потребности у него вы этим актом сформируете.
Подарки - поощрение, если они отвечают значимым потребностям ребенка. Поэтому к выбору их стоит отнестись крайне внимательно.
Ребенок должен заслужить подарок, совершив некие действия, о которых вы с ним договорились заранее. Помните только одно: чем меньше возраст, тем короче должен быть весь путь от условия до получения или неполучения подарка. С шестилетним ребенком нельзя договориться о том, что он-де всю неделю будет свою постель убирать, и тогда в воскресенье вы с ним куда-то там пойдете в вожделенное место. Такой маленький ребенок обычно не в состоянии мотивироваться чем-то, что еще только в воскресенье случится. Для него воскресенье как будущий год. Для него адекватным условием будет, если каждый раз за убранную постель он будет получать симпатичный маленький подарок. Причем этот маленький подарок должен вручаться ему в ту самую секунду, когда постель будет застелена. Я вообще сторонник маленьких шагов в воспитании. Даже со старшеклассником эффективнее требуемые действия разбивать на этапы и поощрять каждый этап.
Условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка. Что делать, если ребенок ворует у посторонних? Как всякое действие, такое воровство является неким сообщением, которое ребенок адресует своему окружению.
Ребенок ворует вещи у своих кумиров. Обычно это его одноклассники. Истоки этого вида воровства - в низкой самооценке ребенка. Это случай для психотерапии.
Если вы хотите, чтобы деньги мало что определяли в жизни ребенка, чтобы он был счастлив с ними и без них, придерживайтесь нескольких простых советов: создайте денежную прозрачность. Ребенок должен знать семейный бюджет и семейные денежные приоритеты. Ребенок должен знать, сколько стоит его содержание и какой процент от бюджета идет на него. У него должно быть ощущение, что деньги в семье делятся справедливо. Он должен понимать, что деньги - это способ получения возможностей, которые не лежат в сфере отношений. Нельзя ни поощрять, ни наказывать деньгами, но можно оплачивать деньгами детский труд.

​Анна ВАРГА, кандидат психологических наук, президент Общества семейных консультантов и психотерапевтов