- Подрастая, дети начинают осознавать, что деньги определяют уровень жизни семьи, что они позволяют что-то купить, куда-то поехать. Родители, видя и понимая это, пытаются использовать «денежный вопрос» как повод для воспитания и обучения своих чад некоторым премудростям, которые якобы должны помочь ребенку правильно относиться к деньгам. Но на практике чаще всего используются манипулятивные методы, позволяющие какое-то время держать ситуацию под контролем и таким образом влиять на поведение детей, стимулируя те или иные их поступки обещанием заплатить или что-нибудь купить.
В какой-то момент деньги начинают играть огромную роль в отношениях между детьми и родителями, заменяя или вытесняя эмоциональные отношения, которые так нужны и тем и другим. К сожалению, сегодня деньги часто становятся способом влиять на поведение ребенка, на его учебу. Но карманные деньги нужны ребенку, только сумма не должна быть крупной, даже если семейный бюджет это позволяет. Иначе он привыкнет сорить деньгами.
Многие психологи расходятся во мнении, с какого времени стоит давать деньги ребенку. Кто-то считает, что уже с 5-6 лет, и это придает ему ощущение независимости и самостоятельности. Стоит обратить внимание не столько на возраст ребенка, сколько на его психологическую зрелость и готовность самостоятельно распоряжаться деньгами, тратить деньги по своему усмотрению, нести ответственность за свои поступки.
- Есть семьи, в которых домашний труд детей оплачивается, за хорошую учебу тоже платят. Иначе родители за плохие оценки или, скажем, за отказ сходить в магазин лишают ребенка карманных денег...
- Многие специалисты уверены, что за выполнение домашних дел, за хорошие и отличные оценки платить не следует. Для ребенка это может превратиться в самоцель - получить некую сумму, а не стремиться лучше учиться. По этой причине ученики порой подделывают оценки в дневнике. При этом сама учеба уходит на второй план.
Если родители отказываются в ответ на просьбу ребенка платить за домашний труд, то следует объяснить, почему. Сказать, что папа или мама все делают бесплатно, им нравится заботиться о близких. Нужно с ранних лет воспитывать у малышей стремление бескорыстно помогать родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы, подрастая, они поняли, что не все делается за деньги.
Есть и такие семьи, где родители из-за большой занятости на работе мало времени общаются с детьми, даже в выходные дни и праздники. В таких случаях они нередко «откупаются» деньгами, считая, что это тоже своеобразная забота о них. Так деньги вытесняют эмоциональные отношения, так близкие люди отдаляются друг от друга.
- Как научить подростка правильно распоряжаться денежными средствами - ценить их, но не поклоняться им, экономить, но не жадничать?
- Разговоры с детьми о финансовом положении семьи могут вызвать желание помочь родителям в затруднительной ситуации. Хорошо, если сын или дочь это понимают и стараются внести посильный вклад в улучшение жизни своих близких. Родителям надо похвалить ребенка за то, что помог сэкономить деньги, починив кран, утюг или покрасив стены на даче. Тогда дети начинают видеть свое участие в семейном бюджете.
- Как относиться к стремлению подростков самим зарабатывать деньги? Могут ли они тратить их по своему усмотрению?
- Ситуация знакомства детей с деньгами неизбежна в жизни любой семьи. Детей нужно учить не только тратить деньги, но и зарабатывать их самим. К примеру, следует одобрить желание подростка поработать в летние каникулы независимо от того, в какой семье он воспитывается - в малообеспеченной или богатой.
Можно на семейном совете обсудить, чем подростку заняться, какую работу выбрать, а потом и на что заработанные деньги лучше потратить. Хорошо, если он сам предложит их вложить в семейную казну, тем более если знает, что в данный момент в семье есть деньги только на самое необходимое. Но такое понимание можно воспитать начиная с раннего детства. Плохо, если подросток дополнительный заработок потратит только на себя и ничего не купит родителям.
Разговор на любые темы в семье будет более полезным, если между ее членами есть доверительные и уважительные отношения.