В сущности гендерный подход не всегда уместен и имеет массу «противопоказаний», но я начал с него умышленно. Дело в том, что цель этого материала - создать некий собирательный образ, словесный портрет современного руководителя школы, завоевавшего симпатии конкурсного жюри. А как создать портрет, не определившись, кто будет изображен: мужчина или женщина?
Стало быть, с главным разобрались. Пойдем дальше. Проанализируем идею организаторов конкурса. Процедура такова. «Директор школы-2010» проводился в два этапа. Первый этап - заочный. Участникам необходимо было направить в адрес оргкомитета эссе, в котором требовалось описать критически важную для их школы проблему и предложить оригинальный способ ее решения. Из 667 конкурсантов, представляющих 81 регион России, в финал вышли 10, но дело не в цифрах. Вырисовывается очередной штрих к словесному портрету - оригинальность мышления.
Теперь посмотрим, что же было в финале. Замечу, что детали второго (очного) тура заранее не раскрывались и стали известны лишь 23 ноября, в день финальных испытаний. Финалистов пригласили в Общественную палату РФ и предложили выступить перед жюри с речью в необычном формате. Конкурсанты должны были представить, что у них есть возможность обратиться к первым лицам государства с просьбой решить актуальные проблемы образования. Таким образом, необходимым условием успешности современного руководителя оказывается,  судя по всему... умение просить. Весьма полезное, а главное - актуальное качество, надо сказать. Директора российских школ (за редким исключением) частенько примеряют на себя роль просителя. Просить приходится все - от денег на ремонт крыши до бесплатных путевок для ветеранов.
Какой-то уж слишком проблемный получается собирательный образ. Впрочем, этому есть объяснение: время такое. Перейдем от общего к частному и посмотрим, какие проблемы пришлось решать финалистам конкурса в жизни. Надо сказать, что проблемы весьма распространенные, так сказать, стандартные для современной школы: безденежье, демографический спад, оптимизация, кадровый голод... Что же касается способов решения - об их нестандартности судите сами.
Директору деревянкской школы №5 Прионежского района Карелии Нине Викторовне МОРОЗОВОЙ пришлось столкнуться с типичной ситуацией, когда пожарная инспекция требует выполнить целый список работ по противопожарной безопасности, например обшивку деревянных стен негорючими материалами, достаточно дорогими для школы. Невыполнение требований пожарных, как известно, оборачивается штрафными санкциями. Где взять деньги на штрафы - тоже вопрос. Ситуация многим может показаться безвыходной. Многим, но не директору Морозовой. Три года педагогический коллектив боролся за школу (параллельно с обивкой стен и осуществлением учебного процесса). Комиссии, судебные заседания, хождение по инстанциям... и в результате - победа в суде.
- Мы имеем свое мнение и умеем его отстоять, - комментирует Нина Викторовна. - Для чиновников лучше, если бы мы молча выполняли все их распоряжения, а не боролись. Не вышло. Мы победили, а победителей не любят, но и не судят!
Итак, добавим к создаваемому словесному портрету очередной штрих - умение отстаивать свою точку зрения - и рассмотрим следующую ситуацию. Типичней, что называется, некуда: над сельской школой нависла угроза закрытия из-за недостаточного числа учеников. Но это  в прошлом, а сегодня директор Заброденской школы Калачеевского района Воронежской области Владимир Викторович МИРОШНИКОВ констатирует факт: «Возросший контингент учащихся позволил повысить зарплату учителям до уровня, вдвое превосходящего средний по району. В нашу школу стали приезжать ученики из соседних районов». Как это удалось? Директор занялся, как теперь модно говорить, имиджем своего образовательного учреждения. В школе были созданы пресс-центр, освещавший ее деятельность в местных СМИ, интернет-портал, а главное - школа органично вписалась в культурную жизнь социума, проводя открытые праздники, фестивали и олимпиады для школьников всего района.
Что ж, подрисуем к обобщенному портрету черточку под названием «коммуникабельность» и пойдем дальше. Ситуация специфическая: коррекционная школа III вида для детей с нарушениями зрения. Перед директором 33-й специальной школы города Новочеркасска Ростовской области Михаилом Петровичем МУХАЕВЫМ встал кадровый вопрос. Причем требовались узкие специалисты - тифлопедагоги и тифлопсихологи. Михаил Петрович решил задачу в два этапа. Сначала поступил в вуз на дефектологический факультет, а затем сам создал учебные программы, которые успешно внедрил в своей школе.
Способность к саморазвитию - без этого качества, пожалуй, не обойдется ни один собирательный образ...
Продолжая тему коррекционного обучения, рассмотрим ситуацию, довольно часто встречающуюся в обычных школах, когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе со здоровыми. Иногда этот процесс затруднен по тем или иным причинам. Как быть? Анна Владимировна МЕНЬШИКОВА, директор 279-й школы Санкт-Петербурга, занявшая 3-е место на конкурсе, считает, что «один из важнейших компонентов образовательной среды для детей-инвалидов - система дистанционного обучения. Она как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил качественное образование». Реализовать проект «Виртуальная школа» удалось с помощью школьного сайта, веб-камеры и полусотни учебных программ, позволяющих отслеживать уровень знаний учеников.
Безусловно, IТ-грамотность должна отличать любого современного руководителя. Поэтому добавим ее в создаваемый словесный портрет и обратимся к не менее современной теме. «Результат мало получить, его необходимо выгодно представить, - считает Андрей Владимирович ВЕЛИКОВ, директор 43-й школы города Новоуральска Свердловской области. - Еще недавно термин Public Relations казался неприменимым к школьной жизни. Сегодня в результате грамотной PR-кампании нашей школы повысился ее рейтинг и расширилась сфера влияния». Что заставило Андрея Владимировича взяться за PR своего учебного заведения? Дело в том, что в городе возникла конкуренция между школами - борьба за учеников. С конкурентами решено было бороться по всем направлениям. Во-первых, в школе ввели материальное и моральное стимулирование педагогов за качество работы. Во-вторых, открыли профильный класс, учитывая, что в городе востребованы технари. В-третьих, создали информационное образовательное пространство, включающее в себя школьное радио, сайт, ежемесячные издания для учителей, информационные дни для родителей, электронные журналы и дневники. Теперь 43-й конкуренты не страшны. Кстати, есть повод дополнить словесный портрет еще одной деталью под названием «умение подать себя».
На что потратить миллион? Если кто-нибудь когда-нибудь испытывал затруднения при ответе на этот вопрос, рекомендую опыт екатеринбургской гимназии №2. Ее директор Татьяна Ильинична БЕТЧЕР решила использовать миллион рублей для развития своего коллектива: «Нужно было открыть каждому педагогу его собственный человеческий и профессиональный потенциал и всем дать почувствовать, что по-настоящему большое дело мы можем делать только вместе». В течение нескольких лет для учителей проводились семинары-практикумы и мастер-классы. В результате гимназия стала одним из лучших учебных заведений в городе, а в нашем словесном портрете появился новый штрих - умение выделять главное.
С проблемой сплочения коллектива столкнулся и Владимир Николаевич АРДАБЬЕВ, директор лицея города Уварова Тамбовской области. Причина типичная - объединение двух школ и, как следствие, двух педагогических и ученических коллективов. «Решение проблемы я видел в организации совместной важной и значимой работы всего коллектива, - делится опытом Владимир Николаевич. - Целесообразно было начать с создания программы развития лицея, причем необходимо было сделать так, чтобы она была не только в голове директора, но и выстрадана всем коллективом». Страдания не прошли даром - учителя и ученики подружились. А в копилку характерных черт современного руководителя теперь можно добавить умение заразить своей идеей других.
Идем по пути усложнения ситуации. Алексею Алимовичу БАБЕТОВУ, директору гимназии №210 «Корифей» Екатеринбурга, занявшему 2-е место на конкурсе, пришлось объединить три педагогических и соответственно ученических коллектива. В результате создана дружная команда, которой директор может вполне доверять: «Что меня особенно радует как руководителя, так это то, что большинство школьных событий готовится без моего непосредственного участия, а уж тем более контроля либо понукания».
Отличительной чертой Татьяны Николаевны НЕМИРИЧ, директора 16-й школы деревни Кулиш Чунского района Иркутской области, можно было бы назвать независимость. Ей удалось вывести свою школу из финансового кризиса: «Решили зарабатывать сами! Конечно, я сталкивалась с сопротивлением своих коллег, но однозначно давала понять, что иначе не выживем. Зная все проблемы района, и про нулевой бюджет в том числе, я для школы ничего не просила. Все проблемы решали своими силами».
...А способность мечтать - к лицу современному руководителю? Судя по тому, что победителем конкурса «Директор школы-2010» стал Ахтам Хабибзянович ЧУГАЛАЕВ, руководитель 97-й ижевской школы, да. «С детства люблю мечтать, - признается он. - Порою кажется, что не могут эти мысли иметь реального претворения. А кто сказал, что сказка не может стать былью? Любые изменения в школе, программы, дела начинаются с мечты!» Остается только конкретизировать, какие именно дела. Директору удалось построить школу-государство с собственной системой повышения квалификации учителей и даже медико-педагогическим центром с лицензией на медицинскую деятельность.
Всероссийский конкурс «Директор школы-2010» завершен. В этом году он проводился впервые. Надо сказать, что со сцены конференц-зала Общественной палаты РФ в его адрес звучали весьма лестные высказывания: «Директору школы» пророчили долгую жизнь.  И небезосновательно: официальный сайт конкурса konkurs.direktor.ru посетили 200 тысяч человек. А мне хотелось бы пожелать конкурсу, чтобы он не потерялся среди большого количества новшеств, появляющихся в последнее время на образовательном небосклоне.