​Анна СМИРНОВА, начальник Отдела образования Ломоносовского района Ленинградской области:
У России особое предназначение


Многие проблемы, которые широко обсуждаются в учительской среде Ломоносовского района, были подняты в Послании Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Слушая Дмитрия Анатольевича, я вспомнила слова Чаадаева: «На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивается во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».
Эти слова, сказанные еще в середине XIX века, особенно актуальны в наши дни, когда основополагающим направлением поиска в отечественной педагогической науке стало построение новой концепции образования и воспитания. В силу особенностей российского менталитета не только невозможно, но и недопустимо переносить европейские и американские модели образования и воспитания в российскую школу. Любые внедряемые методики и программы должны быть направлены на создание оптимальных условий для развития нового отечественного образования.
Последние годы мы много говорим о том, что основная задача школы - предоставление образовательных услуг населению. При этом предоставление услуги в области воспитания - достаточно сложная задача, ведь процесс воспитания труден и в организационном плане, и в оценке результативности.
Невозможность получения быстрого результата в процессе воспитания привела к тому, что задача организации воспитательного процесса в школе стала отходить на второй план. А ведь школьникам необходим социальный опыт: в процессе диалога и сотворчества школьников, их родителей и педагогов происходит осмысление детьми социального бытия, проектирование ими возможных вариантов социальной деятельности, проигрывание различных социальных ролей и осознание необходимости ответственности за свои действия.
В своем обращении Дмитрий Анатольевич подчеркнул необходимость поиска новых моделей патриотического воспитания молодежи. Особенно это актуально для школ. Основной упор здесь, мне кажется, надо сделать на школьные музеи, с помощью которых можно создать программу творческих разработок учеников. Особое место в такой программе могут занять судьбы учителей и выпускников.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской основной школы, Новгородский район, Новгородская область:
Акценты расставлены правильно


В Послании Президента РФ сразу выделяется пункт о материальной поддержке педагогов, работающих с одаренными детьми. Безусловно, нужно повышать заработную плату учителям. Еще одно положение - о компетентности педагогов в области информационных технологий. Я бы сказала, что у нас проблема другая: учителя умеют использовать ИКТ, но оснащенность школ недостаточна. Хотелось бы, чтобы каждый педагог мог в полной мере использовать ИКТ в своей работе и не только в компьютерном классе мог похвастать высоким уровнем оснащенности. Еще один момент - интернет-услуги, которыми школы пользуются сейчас и оплачивают самостоятельно, все-таки должны финансироваться на государственном уровне.
Введение новых образовательных стандартов тоже обязательно должно быть подкреплено материально: современные наглядные пособия, технические средства обучения, хорошо оборудованные химические и физические лаборатории необходимы каждой школе.
Проект школы будущего - это, на мой взгляд, по сути дела то, над чем каждое образовательное учреждение работает не один год. Это программа развития школы. Мы всегда разрабатывали такие программы, но президент правильно акцентирует внимание на том, чтобы к их реализации была подключена общественность, чтобы были продуманы вопросы ремонта, оснащения оборудованием, охранные мероприятия, соблюдались новые СанПиНы. В решении этих проблем должны принять участие не только сами школы, так как это очень затратно и требует материальной поддержки, например индивидуальное или дистанционное обучение детей.
Важна, как правильно отметил президент, работа по патриотическому воспитанию - помимо передачи знаний детям педагоги должны ощущать ответственность за их гражданское, нравственное воспитание.
Если рассмотреть проблему дефицита мест в детских садах, я не считаю, что частные и семейные детские сады спасут ситуацию. Нужно, по всей видимости, строить новые. С этим вопросом в некоторой степени связаны проблемы многодетных семей. Я ожидала, что, несмотря на экономический кризис, гораздо более действенные меры будут приняты по поддержке мам, находящихся в декретном отпуске. Разве помогут 150 рублей вместо 100 вырастить ребенка, даже одного? Может, поэтому не торопятся женщины рожать. Что касается предложения выделять земельный участок семье при рождении третьего ребенка, то если у людей не будет денежных средств, чтобы на этом участке построить дом, провести водопровод, газ и освещение, что они будут делать с этой землей? Если проанализировать ситуацию, большинство семей, живущих в отдаленных районах, не имеют средств на такое строительство.
Хочется, конечно, воскликнуть вслед за Дмитрием Медведевым и Уинстоном Черчиллем: «Школьные учителя обладают властью, о которой министры могут только мечтать!» Но так ли это сейчас на самом деле? Я помню, видела в детстве, что моя бабушка в пояс кланялась проходящей учительнице местной школы как самому уважаемому человеку. Думаю, что в наши дни отношение к учителю изменилось не в лучшую сторону.

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, академик Российской академии образования:
Не будем повторять ошибки прошлого


Когда несколько лет назад я ввел идею вариативного образования, все смотрели на меня как на сумасшедшего. Это была программа развития ребенка, зависящая от его индивидуальных мотивов и установок, а не подгонка под унифицированные образовательные программы. Я считаю, что Послание Президента РФ - сверхзначимый сигнал для системы образования России. Лет десять назад в регионах России, и прежде всего в Москве, шел процесс уничтожения детских садов, особенно ведомственных. Теперь мы пожинаем эти плоды, президент сказал об этой проблеме на всю страну. Сейчас происходит не меньшая катастрофа: мы теряем учреждения начального профессионального образования - ПТУ. В ближайшее время это приведет к росту преступности, и мы будем так же, как сегодня, когда возвращаем в систему образования дошкольные учреждения, возвращать ПТУ. Прошлое послание президента было мощным стимулом в связи с программой «Наша новая школа». Сказать, что она реализовалась, было бы наивно, но она задала очень важное политическое целеполагание, стала определенным стимулом для развития образования.

Виктор БОЛОТОВ, вице-президент РАО:
Необходима согласованность действий


На мой взгляд, одна из тем послания - корректировка плана по реализации инициативы «Наша новая школа». Многие позиции были уже высказаны в связи с инициативой, поэтому нового плана придумывать не надо, а уточнить уже составленный необходимо. Вторая важная тема - о консолидированной ответственности за образование детей, об этом Дмитрий Медведев говорил в послании дважды, когда речь шла о воспитании и спорте. Более того, президент сказал о множестве межведомственных мероприятий. По регламенту деятельности Правительства РФ, если я не ошибаюсь, у нас пропали межведомственные комиссии или же работают крайне неэффективно. Я думаю, что нужно поставить такую задачу, чтобы министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, по крайней мере, сели и договорились о совместной работе. Должна быть принципиальная кооперация разных ведомств. Но для этого нужно создать специальные переговорные площадки. Воспитание и все его аспекты действительно должны быть общим делом и делом общей ответственности. В работе с одаренными детьми меня беспокоит то, что сейчас в каждой школе начнут создавать классы одаренных детей, работа которых будет финансироваться лучше, чем работа с остальными учениками.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
«Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию


Светлана ЖУРОВА, заместитель председателя Государственной Думы:
«Демографическая яма» преодолима


Как член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, как куратор комитетов Госдумы по образованию и делам молодежи, я считаю знаковым событием центральную тему послания - поддержку института семьи, материнства и детства, работу с одаренными детьми, развитие культуры здорового образа жизни. Государственная политика в области детства, предложенная президентом, имеет конкретные механизмы реализации. Благодаря реконструкции старых и строительству новых детских садов, созданию семейных детских садов, благодаря помощи семье, в частности многодетной, а также мерам, стимулирующим рождение третьего ребенка, мы сможем выбраться из «демографической ямы» и, надеюсь, создать среду, благоприятствующую семьям с детьми.
Очень порадовала в послании тема поддержки талантливых детей, а также предложение по разработке нормативов подушевого финансирования, их педагогического сопровождения. Президент подчеркнул, что 80% граждан в нашей стране не занимаются физкультурой и спортом. Я надеюсь, что процесс по развитию и формированию культуры здорового образа жизни в регионах пойдет более интенсивно. Хотя и сейчас в некоторых учебных заведениях ведется активная работа в этом направлении, реализуется проект «Вуз здорового образа жизни», надеюсь, что здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению проблем со здоровьем у учащихся, станут не только преференциями отдельных московских школ, но начнут тиражироваться в учебных заведениях регионов, начиная от дошкольных и заканчивая вузами.
Кроме того, в послании прозвучал вопрос развития патриотического воспитания и такой его традиционной формы, как поисковое движение. Я очень рассчитываю, что проблемы, с которыми сталкиваются ребята, подвижники поискового движения, в том числе касающиеся нормативно-правового регулирования этой деятельности, получат свое решение.

Анатолий КУЧЕРЕНА, адвокат, член Общественной палаты РФ:
Важно мнение каждого


Рассуждая о теме защиты детей, которая была одной из ключевых в Послании Президента РФ, следует отметить, что в этой области в стране творится жуткое безобразие. Необходимо решительно пресекать те действия, которые связаны с рукоприкладством, издевательствами над детьми и сексуальными домогательствами. Также важно, что президент предложил отменить налоги по отношению к тем фондам, которые занимаются благотворительной деятельностью, то есть помогают детям. Тот факт, что законопроект об образовании предложен для всенародного обсуждения, говорит о том, что власть действительно заинтересована в точке зрения каждого гражданина.


 Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
«26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию


Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию:
Лучшее - юным гражданам


В этом году мы с особым вниманием слушали Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, ведь огромное внимание в нем уделено детям. Мы согласны с президентом, что должны отдать лучшее тем, кого любим, - подрастающему поколению, юным гражданам России.
Сегодня серьезная проблема - предоставление детям мест в дошкольных учреждениях. Президент уделил этому вопросу особое внимание. Реконструкция, поддержка семейных детских садов, в том числе и налоговые льготы, безусловно, приведут к сокращению очереди в садики. Особенно хочу отметить такое предложение президента, как создание дошкольных групп в общеобразовательных школах. Во многих регионах, где детей в школах не хватает, где есть свободные площади, можно создавать дополнительные группы для ребятишек.
Еще одна тема, на которой заострил внимание президент, - дети, не имеющие родителей. Комитет по образованию ГД РФ обязательно всесторонне проработает вопрос, касающийся оплаты курсов для поступления в институты, техникумы, колледжи выпускников детских домов. Мало вырастить-выходить ребенка, надо подготовить его ко взрослой жизни
Сегодня много говорят о том, что Россия должна быть не сырьевой, а интеллектуальной страной, не случайно создается Центр в Сколково. Но возникает вопрос, кто же обеспечит наше интеллектуальное будущее. Президент дал на него ответ - прежде всего одаренные дети. В послании президент обратил внимание на поиск талантливых детей, а также на их педагогическое сопровождение. С 1 сентября 2011 года Россия переходит на новые стандарты. Уже принят стандарт начального образования, и в нем заложены основы работы с новейшей компьютерной техникой, основы компьютерной грамотности. Очень важно, что дети буквально с первого класса будут использовать современные технологии. Также важно, чтобы учителя не отставали от учеников. Разработаны новые требования к современным педагогам, создаются площадки для стажировки учителей, на что из бюджета выделяется 2 млн рублей. Важно, что новые образовательные стандарты учитывают индивидуальный подход к таким ребятам - талантливые школьники будут учиться по так называемым индивидуальным траекториям уже с 2011 года. Современные преобразования коснутся и самой школы. В 2011 году для каждой школы должны быть разработаны программы модернизации - образовательные учреждения приобретут современный облик.

Павел АСТАХОВ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка:
Главное -  защитить детей


Послание президента Федеральному Собранию, по сути, план активных действий в защиту детей. Столь подробного документа, который охватывает основные аспекты защиты семьи и детей в России, не издавалось много лет. Последний национальный план действий в защиту детей был принят в 1995 году. Все уполномоченные по правам ребенка в регионах (всего их 58) должны контролировать четкое выполнение поставленных президентом задач и требовать от каждого руководителя региона «активных действий в защиту детей на вверенной ему территории». Все предложенные президентом направления должны дойти до каждого конкретного ребенка и его семьи и стать основой государственной работы на ближайшее время. Сегодня Общественная палата работает с экспертами, чтобы собрать наиболее интересные и деловые предложения по реализации положений послания.


 Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
«Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию


Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по безопасности:
Бюрократия - основной тормоз реформ


Судя по тому, что две трети времени президент говорил о детях и молодежи, в ближайшее время Россия займется усиленным взращиванием «цветов жизни».
Президент обратился к родителям 26 млн российских детей и подростков, пообещав беречь их жизнь и здоровье и гарантировать полноценное развитие. На модернизацию детских поликлиник и больниц за два года выделят 100 млрд рублей, имеющим троих детей регионы практически бесплатно выделят участки под строительство жилья или дачи. Однако у государства нет пока ответа, как именно и за счет каких средств те же семьи с тремя детьми будут подводить коммуникации к своему участку, за счет каких средств будут строить свои дома. К сожалению, президент все еще делает ставку в реформах на бюрократию, а она и есть главный тормоз всех реформ на свете.

Иван МЕЛЬНИКОВ, заместитель председателя Государственной Думы, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова:
А как же гарантии государства?


Президент угадал с центральной темой. То, что стержнем послания стали проблемы семьи, молодежи, детей, заслуживает высокой оценки, как и то, что не было пустых слов, прозвучали вполне рациональные предложения и по восстановлению системы детских садов, и по медицинскому обеспечению, и по вопросам жилья, и по преференциям для тех, кто имеет трех и более детей. Немало полезного было сказано о патриотическом воспитании, роли учителя, школы. Система образования стонет от 94-го закона о госзакупках, теперь будет готовиться новый закон, но, к сожалению, Президент РФ не сказал ни слова о куда более жестком 83-м законе, превращающем социальный каркас государства - бюджетные учреждения - в коммерческий пылесос, выставляющем обществу ценники по тем направлениям, которые раньше гарантировало государство.

 Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», - говорил когда-то Уинстон Черчилль. Сегодня эту власть надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии».
Из Послания Президента РФ Федеральному Собранию


Михаил СЛУЧ, учитель года России-2010:
Программа развития - проблема номер один


Меня заинтересовала мысль президента о «создании для каждой школы проекта школы будущего». Тем самым еще раз актуализируется идея программы развития, связанная с особой миссией, индивидуальностью и собственным лицом каждой школы. И, что очень важно, эта идея замыкается на вопросы ресурсного обеспечения таких проектов (ответственность региональных властей и возможное участие бизнеса), без решения которых многое остается на уровне благих пожеланий и прожектов.
Меня заинтересовала идея финансирования программ работы с одаренными детьми. Насколько я знаю, впервые публично на таком уровне зашла речь об особом подушевом нормативе.
Наконец, еще раз подтверждены важнейшие государственные обязательства по созданию современной школьной образовательной среды, по насыщению школы «самыми современными информационными программами и высокотехнологичными продуктами». И эти обязательства соединены со стандартами - то есть с документом, как раз и регламентирующим в том числе условия образовательного процесса.