Облик города, где средний возраст жителей был комсомольский, а также общий дух энтузиазма и альтруизма определили дальнейший путь его развития. Инфраструктура Киришей была ориентирована на детей и молодежь. К примеру, здесь появился Дворец детского и юношеского творчества - единственное здание, построенное в Ленинградской области за годы советской власти специально для дополнительного образования подрастающего поколения.
Нефтеперерабатывающий завод выделил средства для строительства спортивного комплекса, отвечающего самым современным требованиям, и сегодня Кириши - это столица водного поло. Все дети района начиная с детского сада посещают бассейн, а со второго класса у ребят начинаются «водные» уроки физкультуры, и уже к пятому из «звездочек» формируются спортивные классы.
Многие ребята занимаются во Дворце культуры, не уступающем Дворцу спорта ни в красоте, ни в техническом оснащении. Неудивительно, что в Кириши традиционно привозят свои премьеры знаменитые «додинцы».
Еще одним примером внимания к детям стало строительство Школы искусств, где ребята занимаются живописью, музыкой, танцами.
Детоцентризм не единственная особенность системы образования района. Людмила Михайловна считает, например, что главное в решении любой проблемы - взвешенность.
- Разрушить старое легко, - поясняет она. - Но нужно проанализировать, насколько это оправданно. Мы единственные в области сохранили межшкольный учебный комбинат и поняли, что только выиграли от этого. В свое время такие комбинаты существовали повсюду, но затем вместе с трудовым обучением стали вымирать. Мы же оставили комбинат, и сегодня трудовое обучение старшеклассников ведется на его базе. Кроме того, он все больше становится межшкольным по тем видам деятельности, по которым самим школам отдельно затратно и невозможно вести работу. В частности, наряду с трудовым обучением мы создали систему диагностики детей начиная с 6-го класса. С ребятами работают профессиональные психологи, сначала определяя степень интереса к предмету, потом исследуются навыки, предрасположенность. Таким образом, к концу 9-го класса ребенок и его родители понимают, какое направление выбрать. Два года назад для девятиклассников мы ввели на комбинате единый спецкурс «Шаг в будущую профессию», в рамках которого рассказываем, какие отрасли сегодня развиваются в районе и области, какие учреждения для каких организаций готовят кадры. И ребятам это помогает понять, вписываются они в пространство района и области или нет. Причем ни о какой унификации речь не идет - для тех, кто хочет попробовать себя в иных областях, путь открыт. Но тенденция такова, что многие планируют остаться здесь.
- Людмила Михайловна, в чем принципиальное отличие в работе сегодняшнего учебного комбината от, скажем, советских времен?
- Сегодня нет такого, как раньше: дети пришли на труд, и все мальчики что-то одно сколачивают и склеивают, а девочки что-то одно шьют и готовят. Сегодня ребята расходятся на семь специальностей: «автослесарь», «повар», «секретарь-машинистка», «оператор ПК», «лаборант СПИ», «организатор работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», «чертежник». Подо все предусмотрены хорошая материальная база и производственная практика, которую ребята проходят летом на предприятиях района. На базе комбината у нас также созданы Центр информационных технологий и Центр военно-патриотического воспитания. За все эти годы наш комбинат превратился в целый профориентационный комплекс, и это очень важно. На мой взгляд, профильное обучение забуксовало по одной причине - мы недооценили уровень предпрофильной подготовки и профориентации. Работа школ с межшкольным комбинатом - это выход из ситуации. И к тому же яркий образец сетевого взаимодействия.
- А другие примеры сетевого взаимодействия есть?
- Конечно. В том же Дворце творчества ведется исследовательская работа. К примеру, две наши ученицы получили президентские гранты. Обе они занимаются экологией. В гимназии, где они учатся, нет естественно-научного профиля, но девочки увлеклись решением экологических проблем во Дворце творчества. Кстати, спортивные классы - это тоже результат взаимодействия общеобразовательных учреждений с детской спортивной школой и спортивным комплексом «Нефтяник». В городе работает прекрасный шахматный клуб «Гамбит». Целый год там обучаются ребята из начальной школы. Затем дети сами решают, заниматься или не заниматься шахматами, но навык уже приобретен. И мы считаем это важным, поскольку эта игра развивает ребенка. Кстати сказать, мы уже договорились о том, что специалисты шахматного клуба проведут занятия с педагогами, чтобы те сами вели «шахматные уроки».
Возвращаясь к теме сохранения хороших традиций, следует сказать, что в Киришах живет такое подзабытое во многих регионах понятие, как шефство. Например, Киришская ГРЭС как взяла сорок лет назад под крыло школу №2, так и продолжает поддерживать ее. Только в этом году в этом образовательном учреждении сделан ремонт на миллион рублей. А в школе №1 действует программа «Класс - цех» с заводом «Киришинефтеоргсинтез».
Комитет по образованию совместно с заводом выпустили дневники для учеников всех классов. А еще все нынешние первоклассники, а это ни много ни мало 750 человек, получили от завода ноутбуки с программным обеспечением.
С сентября этого года глава администрации района Алексей Анциферов учредил 20 стипендий талантливым детям. Стипендиаты уже определены и будут получать ежемесячно по 1000 рублей.
Но, как признается Людмила Михайловна, сложная это работа - определять победителей. Кириши - город талантов. Взять хотя бы Гимназические чтения - итог работы кафедр гимназии, где совместно работают дети и учителя. Проводят исследования, готовят рефераты, публично защищают их, и уровень этих работ, по мнению экспертов, соответствует уровню хорошей дипломной работы в вузе. Кстати, результаты этих исследований берут на заметку предприятия. К примеру, «Петмол» - завод, выпускающий молочную продукцию, решил использовать сделанные детьми расчеты для своей рекламной кампании.
Но главное достоинство чтений, которые уже вышли на областной уровень, в том, что дети раскрывают свой талант.
- Ребенку нужно предложить сферу реализации его потенциальных возможностей, потому что сам он может их не разглядеть, - убеждена Людмила Михайловна. - Поэтому мы ставим перед педагогическими коллективами задачу: найти применение сил каждому ученику.
Людмила Богданова знает, что говорит. Сама окончила гимназию, вернулась туда учителем, работала завучем, директором. В общем, классический путь. В свое время, будучи комсомольским лидером, научилась видеть главное. Сегодня это умение пригодилось. Она уверена, что в прошлом было много того, что можно и нужно принимать сегодня. К примеру, возродили учительский турслет, «Зарницу», благо есть где проводить - сохранили загородную базу «Орленок». Восстановили конкурс хоровых коллективов школ. Сегодня все киришские школы поющие, в том числе и сельские. Последних, правда, немного - всего четыре, и самая удаленная - в 40 километрах от центра. Но, как говорит Людмила Михайловна, «школ со свечкой» нет.
- Особенность района в том, что реструктуризация сельской школы у нас закончилась до того, как она была провозглашена. Школы в деревнях, где оставались один-два ребенка, сами собой, без революций, исчезли. Остались типовые, которые расположены на бывших центральных усадьбах. Конечно, населения не так много, чтобы обеспечить нормативную наполняемость классов, но мы держимся, и все школы у нас полные средние. Каждое поселение имеет план своего социокультурного развития, идет строительство предприятий малого и среднего бизнеса, и принципиально важно, чтобы в селе находилась школа. Как-то услышала от чиновников фразу, что не надо детьми прикрываться как щитом, когда речь идет об обеспечении жизнедеятельности поселения. Да, школа не щит, но если семья живет и ни в детсад, ни в школу ребенок пойти не может, родители станут искать место жительства, где для ребенка будут созданы условия для развития. Наши школы действительно центры социокультурной жизни на селе, и их ученики принимают участие во всех районных мероприятиях.
Людмиле Михайловне принадлежит авторство еще одной идеи. Три года назад был создан Совет по образованию района, куда вошли представители школ, детских садов, учреждений профобразований, СМИ. Совет рассматривает в том числе и вопросы поощрения руководителей образовательных учреждений.
- По положению премируем мы, - поясняет Людмила Богданова, - но также важно, какое общественное мнение складывается о том или ином директоре. Что показательно, все руководители об этом знают, и им отнюдь не все равно, как они выглядят в глазах людей. На совете обсуждаются различные проблемы. Например, недавно выясняли, чем сегодня недовольна высшая школа. Оказалось, дети совершенно «не дружат» с техническим черчением, потому что черчение в средней школе исчезает. Мы решили проблему на базе межшкольного комбината.
- Людмила Михайловна, у вас пятилетний опыт руководства районным образованием, а что вы считали приоритетным, когда приступали к работе?
- Методический кабинет. Сейчас его возглавляет Ольга Дмитриева. Мне казалось, что нужна такая структура, куда бы мог прийти за советом каждый учитель. Сегодня в методкабинете лучшие из лучших в своем предмете.
Одним из главных управленческих принципов Богданова считает работу в команде. Сегодня в образовании применять только методы контроля невозможно. Новые веяния делают работу педагогов интересной, самостоятельной, но очень трудной. При этом учитель должен остаться учителем, и помочь ему в этом - главная задача управленца.

Статфакт

Система образования Киришского района - это 42 образовательных учреждения: 13 школ, в том числе 9 городских и 4 сельских, 23 детских сада, а также Дворец детского и юношеского творчества, детская спортивная школа и Школа искусств.

Комментарий


Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:

- Профориентация наряду с профильным обучением и профессиональной подготовкой ведется в школах области на основе региональной Концепции профориентационной работы и Комплексной программы «Профессиональное самоопределение учащихся».
Назову основные направления этой работы:
- информирование школьников о перспективах социально-экономического развития Ленинградской области и потребностях регионального рынка труда,
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учеников в процессе профессионального самоопределения,
- методическое обеспечение и повышение квалификации педагогов по вопросам профориентации школьников,
- проведение дней открытых дверей, ярмарок профессий, встреч с работодателями, а также конкурсов, направленных на популяризацию в молодежной среде профессий, востребованных на региональном и муниципальных рынках труда.

Кириши, Ленинградская область