Помнит здешняя земля и оранжереи с диковинными цветами и фруктами, и теплицы с ранними овощами и зеленью. Во время строительства знаменитого Шереметевского замка на территории волости появились заводы и мастерские, развивались перерабатывающая промышленность и лесное хозяйство. Ушли хозяева, вместе с ними ушли деньги, и живые,  плодородные прежде земли словно обезводели. Вот уже несколько десятилетий район относится к дотационным и считается глубоко депрессивным. Попытки его возрождения через развитие культурного и экологического туризма наталкиваются на отсутствие инфраструктуры. Ее создание требует серьезных капиталовложений, а окупятся они через десятилетия. Население района за двадцать лет уменьшилось в восемь раз. Все это не могло не сказаться на системе образования. О том, как местная школа справляется с многочисленными проблемами и какие шаги предпринимает для улучшения ситуации, рассказывает директор Марьинской школы Валентина Владимировна ДРУЖИНИНА.

Хотелось бы начать с истории. Первая школа появилась в Марьине в ноябре 1876 года. Основное ее здание тогда располагалось в центре деревни. В 1965 году оно сгорело, и почти 7 лет ребята учились в шести приспособленных помещениях. Это доставляло множество неудобств как ученикам, так и педагогическому коллективу, поэтому, когда началось возведение нового здания, все жители деревни чем могли помогали строителям. Люди приходили после работы, трудились по выходным - так всем хотелось, чтобы школа была готова как можно скорее. В 1972 году народная стройка была завершена, и 4 ноября в новое, просторное здание вошли дети и учителя. Это число мы считаем днем рождения школы, а через тридцать с лишним лет наш школьный праздник совпал с общероссийским.
Здание было рассчитано на 500 учеников - столько и было у нас в то время. Сегодня только 112, причем из самого Марьина - 42, а 70 ребят к нам подвозят два школьных автобуса из разных деревень, расположенных довольно далеко друг от друга.
Два слова скажу о транспортной проблеме. Если в целом магистраль в нашем районе считается хорошей, то дороги до некоторых населенных пунктов оставляют желать лучшего. В этом году из-за пожаров они стали еще хуже, потому что тяжелая техника расчищала места особенно крупных очагов. Автобусы требуют ремонта, и мы подали заявку на новый школьный автобус.
В этом году у нас открылась дошкольная группа, которую посещают 15 детей. В самой школе 9 класс-комплектов. Идет заметное сокращение старшего звена, и с этим процессом справиться все труднее. Педагоги эту проблему решить не смогут, как бы ни хотели. Налицо результаты общемировых процессов, и в первую очередь урбанизации. Думаю, что в немалой степени сказываются и последствия непродуманной социальной политики, проводимой в нашей стране. Что может своими силами сделать школа, если трудоспособное население уезжает поближе к промышленным центрам? Здесь у нас работы нет. Совхоз закрыт. Немногочисленные бюджетные должности в школе, поликлинике и библиотеке заняты прочно и надолго. На пилораме - единственном работающем предприятии - вакансий нет. Кормится народ рыбалкой и охотой, но этого хватает только для поддержания существования, много таким образом не заработаешь. Работа в дали от дома вахтовым методом тоже не каждому подходит. Вот и уезжает коренное население в поисках лучшей жизни. В районе уже несколько школ закрыто и, наверное, слияния и укрупнения оставшимся не избежать (одна из них основная, остальные средние). Конечно, не так-то просто осуществить оптимизацию с нашими расстояниями. До райцентра, например, от нас почти 50 километров, до Йошкар-Олы - 154.
Хочется сказать и о хорошем. Несмотря ни на что, мы стараемся держать высокую планку и работаем так, чтобы дети получали качественное образование. Наши усилия в этом направлении не остались незамеченными. Мы выиграли грант президента Марий Эл в числе лучших школ республики. Работа двух педагогов нашей школы отмечена на самом высоком уровне: грант Президента России получила завуч школы Светлана Михайловна Подшивалова, а грант президента республики - учитель физкультуры Сергей Александрович Катерухин. Вообще коллектив учителей подобрался творческий, средний  возраст педагогов - 41 год, еще и сил много, и опыт уже есть. Все откликаются на любую инициативу, поддерживают любое начинание - унылых и равнодушных нет.
Наверное, глядя на педагогов, наши ученики тоже принимают активное участие и в олимпиадах, и в конкурсах разного уровня. Дети понимают, насколько важно сегодня заявить о себе, пополнить копилку личных достижений. Мы сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования: с библиотекой, домом творчества и спортивной школой, расположенными в райцентре Юрино. Согласитесь, жизнь детей, независимо от того, где они живут - в крупных городах или маленьких селах, может и должна быть яркой и интересной.
У нас есть свои традиции. Например, каждую осень мы проводим праздник урожая, в котором принимают участие все классы. В этот день дается театрализованное представление на тему «Из жизни плодов и овощей», организуются конкурсы на лучший овощной салат и выставка поделок из овощей и фруктов. Награждаем тех, кто лучше всего трудился на пришкольном участке. Мы выращиваем для школьной столовой картошку, свеклу, морковь, зелень, лук и огурцы - это большое подспорье.
 Развиваем ученическое самоуправление. В школе существует Республика юных. Ежегодно в начале года проходит предвыборная кампания, в результате которой путем тайного голосования выбирается президент, а в классах избираются мэры. Каждый понедельник после пятого урока в школе проводится общая линейка, на которой подводятся итоги, награждаются лучшие и порицаются те, кто каким-либо образом «отличился» в переносном смысле.
Но, конечно, основное внимание мы уделяем учебному процессу. Вводим программы и учебно-методические комплексы, соответствующие требованиям образовательных стандартов нового поколения, например, английский язык со 2-го класса, информатику и информационно-компьютерные технологии  во 2-м и 3-м классах. При этом не забываем о таком важном аспекте, как сохранение здоровья учеников. Каждый год у нас проводятся традиционные соревнования по легкоатлетическому многоборью, баскетболу, волейболу и футболу, после учебных занятий работают кружки и спортивные секции.
Со следующего года мы переходим в режим школы полного дня. При этом необходимо перераспределить учебный материл между основной и старшей школой для уменьшения учебной нагрузки в основном звене.
Должна заметить, что мы первыми в районе применили метод семейного обучения. В пяти километрах от Марьина живет семья Саркисовых, в которой трое детей обучаются дома с родителями. Примерно раз в три недели ребята приезжают в школу и сдают зачеты по пройденному материалу учителям-предметникам. Мы довольны успехами детей - по-моему, у нас все очень хорошо сложилось. Многое здесь зависит от родителей. Если они образованны и ответственны - все получается. Одного желания родителей учить детей самостоятельно мало. Нужны знания и, конечно же, самодисциплина, терпение и настойчивость. У Саркисовых все это есть, поэтому и результаты прекрасные.