Школе больше ста лет. Построенная в 1879 году как Сущевское училище Апраксинской волости, она существует в селе Сущево и по сей день. Конечно, здание не раз перестраивалось, горело, строилось заново. А то, что историю свою школа ведет из XIX века, накладывает на педагогов и директора определенную ответственность. Недаром у школьного музея целых два зала. В одном расположено все, что имеет отношение к истории школы и к боевой славе края. В другом - живая история села Сущево, где фанерная печка - это, пожалуй, единственная современная часть экспозиции. «Музей собирают сами ученики, - рассказывает директор школьного музея и преподаватель технологии Михаил Петров. - Домашнюю утварь находят на чердаке, реставрируют, ведут ей учет».
«Вот жернова», - руководитель музея делает несколько оборотов тяжелых дисков. А вот и транспортное средство Бабы-яги - ступа. «Ни прав не надо, ни правил дорожного движения знать», - смеется Михаил Яковлевич. Есть тут и ткацкий станок, и старинные швейные машинки, и прялка, и старинный кухонный комбайн - приспособление для получения крахмала из картофеля, и ухваты. Что уж говорить о такой прозаической вещи, как масляная лампа. «А это самодельный тепловой генератор, - рассказывает руководитель музея. - Давал от восьмидесяти до ста вольт напряжения. От него подзаряжали электроприемник. Света в деревнях раньше не было, а радио слушали». Ученик должен знать историю своего края, чтобы быть достойным гражданином, уверен Михаил Яковлевич. А краеведческая деятельность - это главная традиция школы.
Свои традиции школа неуклонно чтит. Особое внимание здесь уделяется урокам труда. Традиционный конек Сущевской школы - труд и спорт. Впрочем, и новые технологии в школе тоже поселились всерьез и надолго. «Не получится сверху дать команду и все сразу поменять, - говорит Галина Петрова. - Образование - это консервативный процесс. То же трудовое обучение за мою бытность учителем и директором изгоняли из школ три раза».
Традиции трудового обучения, о которых задумчиво рассуждает директор школы, на практике можно увидеть в одном из кабинетов школы. Тут поселился самый настоящий леший, внимательно следящий за каждым посетителем этой комнаты чудес. Преподаватель технологии Михаил Петров учит ребят, как обработать ствол дерева с капом (наростом на стволе) так, чтобы удивлять родителей и гостей школы. «Ни специальных инструментов, ни технологии по обработке капов у нас нет, - говорит он. - Я максимально обыгрываю на стволе кап, а сам нарост оставляю нетронутым до лучших времен: вдруг у кого-то из ребят появится интересная идея его использования. Поскольку кап очень твердый, то для его обработки требуется специальный электрифицированный инструмент, а ребятам запрещено с такими вещами иметь дело».
Зато не запрещено с помощью рубанка, молотка и стамески делать чудесные шкатулки, коробы, кухонные доски, вешалки и маленькие сувениры. Работы моментально разлетаются по выставкам и домам учеников. Что уж говорить о скворечниках, которыми увешаны почти все деревья на территории школы.
...Всего в школе 197 школьников из шестнадцати населенных пунктов. За прошедшие годы в число учеников влились ребята из двух начальных школ, сейчас подтягиваются ребята из еще одной. «Это вмешательство потусторонних сил, - смеется директор. - Они приходят к нам сами по себе, специально мы их к нам идти не уговариваем». «На подвозе» - третья часть учеников. Школьный автобус начинает собирать ребят в школу с семи утра и, чтобы все ученики вовремя попали на первый урок в половине девятого, делает три рейса туда и обратно.
У школы есть и собственное небольшое приусадебное хозяйство, где ребята ставят опыты по биологии, ведут экологические наблюдения и выращивают овощи (капусту, морковку, картошку), которые через хитрую систему поставок идут в школьную столовую на обед самим же ученикам. «У нас тут продемонстрирован полевой набор колхоза, зерновой, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе учитель информатики и физики Владимир Петров. - Есть даже небольшой лесной питомник, где мы выращиваем деревья для озеленения села». После пожаров этим жарким летом ребята высадили 780 саженцев сосны в компенсацию сгоревшим лесам области.
Впрочем, эта акция не единичная: ребята каждый год на вырубах высаживают молодые деревца. За последнее десятилетие школьники таким образом засадили уже сто гектаров леса. Работа получила название «Школьное лесничество» и ведется с 1961 года. А еще ребята регулярно ходят по экологической тропе - это еще один проект учителя технологии. И каждый год проводится так называемая золотая тропа, когда вся школа собирается и выходит в лес. Там ребята учатся обращению с природой, тому, как правильно разводить костры и, конечно, ориентироваться на местности. После такого общения с окружающим миром у ребят существенно улучшается экологическая культура. Несомненно, люди, побывав в лесу и хорошо проведя там время, а главное, уйдя и оставив после себя территорию такой, какой она была до их прихода, понимают, что с природой нужно обращаться бережно, получать от этого удовольствие и ничему не вредить. «Я им показываю, как правильно убирать за собой следы пребывания, - говорит Владимир Петров. - А потом иногда иду по лесу и вижу места, где ребята сделали так, как я их учил».
Конечно, не музеями едиными сильна школа. Практически все выпускники школы поступают в вузы, уезжая иногда за пределы области. А в средние профессиональные заведения из стен школы идут от силы один-два человека в год. Первый класс уже работает по программе «Перспективная начальная школа». «Строчная буква «о», - растягивая слова, говорит учительница первоклашкам. - Заглавная». Ребята послушно выписывают в прописях кружки и закорючки, учительница ходит между рядами и смотрит на результаты их труда. Девочка с огромным белым бантом и лукавыми глазами тянет руку - она закончила выводить букву. «Что получилось?» - спрашивает учительница. А получилось целое слово! «Мы в рамках программы «Школьное здоровье» разрабатываем интерьеры, которые создают благоприятный психологический климат, - показывает на отгороженное от основного класса пространство Владимир Петров. - Это уголок отдыха, там в соответствии с рекомендациями психолога подобраны цвета, мебель». У этих малышей еще все впереди: открытия, неизведанные книжные миры, первый скворечник и многое другое. Может быть, среди них сидит 37-й школьный медалист, великий писатель или гениальный изобретатель машины времени. Кто знает? Школа сильна своими традициями. Недаром ей 128 лет.

с. Сущево, Костромская область