Мечта взрослого народа
На пресс-конференции в преддверии форума первый заместитель губернатора Вологодской области Иван Поздняков назвал конкретные темы: «Мы хотим поговорить о школьной инфраструктуре, талантливых детях, педагогическом потенциале, о здоровье ребятишек в школе, о самостоятельности образовательных учреждений. Мы поговорим и об образовательных стандартах. Если мы знаем, с какими ресурсами и как это надо делать в 2011 году, на начальной ступени, то дальнейшая работа будет затратная и сложная, но ее надо начинать». Важные пункты программы - Дни Вологодского государственного педагогического университета, Вологодского института развития образования, городов и районов региона. Одно из значимых событий - встреча в виртуальном информационном пространстве участников регионального проекта «Цифровая школа XXI века. Видеоконференция «Направления развития информатизации в региональной системе образования» проходила на базе череповецкого лицея
АМТЭК. А вообще на форуме были представлены все уровни образования: от детского сада до высшего образования.
Подводя итоги Года учителя, педагогам Вологодской области было важно понять,  какие достижения самые значимые, чем регион может гордиться, что надо в первую очередь развивать. Елена Рябова, начальник Департамента образования Вологодской области, уверена, что «вологодское образование отличается в первую очередь хорошими традициями. Мы успешно решаем задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей. За время реформирования мы сохранили то, что, может быть, не сохранили в других регионах». Елена Олеговна имеет в виду в первую очередь Центр духовно-нравственного воспитания «Северная Фиваида» и региональную программу «Истоки», которой в этом году исполняется 15 лет.
Но, конечно, главные герои и Года учителя, и вологодского форума - дети. Валерий Судаков, ректор Вологодского института развития образования, озвучил мечту «взрослого вологодского народа»: «Чтобы наши дети, будучи еще дошкольниками, получили импульс к саморазвитию, пронесли его через всю жизнь, были в состоянии решать любые нестандартные задачи, какие бы им ни встретились...»

Захватывает дух!
Одна из форм представления  достижений областного образования - выставка муниципалитетов в Вологодском институте развития образования. Возле каждого стенда стоят хозяева и рассказывают о своих школах, учителях, учениках, студентах, победах, проблемах, перспективах. Посетители выставки только диву даются - как богата вологодская земля! «Грязовецкий район представляет узкую тему - «Школа социального проектирования», - скромно начинает свою речь Татьяна Патракеева, начальник Управления образования Грязовецкого муниципального района. Но зря Татьяна Александровна скромничает. Тема сверхнужная и сверхважная, недаром к стенду устремляется телевидение - записать интересное выступление. Татьяна Патракеева рассказывает: «Мы начали активно заниматься этой проблемой в 2006 году, когда в школах города вводили предпрофильную подготовку. Одно из направлений предпрофильной подготовки - реализация социальных проектов. Выполняя социальный проект, ребята осознают, могут ли они применить себя в этой сфере деятельности или им нужно поменять сферу, попробовать себя в другом проекте. Нам все это понравилось, потому что дети себя хорошо ощущали». Татьяна Александровна показывает фотографии, на которых запечатлены ученики известного в регионе педагога, участника конкурса «Учитель года Вологодской области», учителя технологии Юровской средней школы Адольфа Алексеевича Меновщикова. Ребята под руководством Адольфа Алексеевича изобрели экологически чистый транспорт! А вообще «Школа социального проектирования» включает три направления: экологическое, сохранение культурно-исторического наследия, духовно-нравственное. «В год 65-летия Победы у нас был замечательный проект на базе вохтожской школы №1, я всех приглашаю приехать и посмотреть, - продолжает Татьяна Патракеева. - Инициаторами были дети. При поддержке общественности, главы муниципального образования, родителей они открыли в рекреации школы «Стену памяти», на которую нанесли 799 фамилий вохтожан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Я на открытии этой стены присутствовала, просто захватывало дух...»

Аграрная судьба

Демонстрационные площадки в дни форума были открыты в вологодском детском доме №1, Вологодском колледже связи и информационных технологий, Вологодской областной кадетской школе-интернате, многих других «опорных» образовательных учреждениях. А в Вологодском институте развития образования  была организована демонстрационная площадка, на которой свой опыт представили «развивающиеся и развивающие» (именно так сформулировали организаторы!) образовательные учреждения региона. Одна из интереснейших школ - Верхне-Кубинская, что в Вожегодском районе. Находится она в таком же сложном положении, что и другие сельские школы, но, замечает зам. директора по УВР Елена Шлыкова, все же в несколько лучшем: «Потому что мы расположены на территории сельхозпредприятия им. Ленина, на сегодня самого крупного на территории Вожегодского муниципального района». В Верхне-Кубинской реализуется программа «Аграрная школа» - именно то, что нужно ребятам на селе, которые растут зачастую в неблагополучных или малообеспеченных семьях и которым надо особенно тщательно готовиться к взрослой жизни. Елена Федоровна рассказывает: «Мы пришли к выводу, что решать проблемы сельской территории должны не отдельно колхоз, администрация, школа, а все вместе в тесном сотрудничестве. Сельский ребенок с раннего возраста работает  вместе с родителями, работает на пришкольном участке. Но производить экономические расчеты не умеет, не владеет навыками культуры труда. На решение этих проблем и направлена наша программа». Цель «Аграрной школы» - обеспечение доступности качественного образования, создание условий для развития ребенка, формирование личности, ориентированной на преобразование села, своей малой родины, личности, способной сделать осознанный профессиональный выбор. Программа рассчитана на 5 лет. Ребята получают специальность «тракторист категории С», работают в трудовой бригаде «Росток», на учебно-опытном участке. Сами продают свою продукцию - овощи, семена, рассаду. Сами решают, на что потратить заработанные средства. Надежный оплот экономики учебного заведения - школьное государство, где есть избранный президент, кабинет министров, где ходит своя валюта - кубинки. На бирже труда каждый ребенок может выбрать себе работу и заработать (пока!)  местную валюту. В ближайших планах юных верхне-кубинских граждан - организация сельского туризма на базе целебного озера Черное.

Главный ресурс
Самая зрелищная форма представления образовательного опыта - мастер-класс. Их давали победители конкурсов в рамках ПНПО по различным предметам, учителя года, высокопрофессиональные педагоги в рамках «круглых столов», семинаров по актуальным образовательным проблемам. Учителя года показали самый удивительный мастер-класс - экспромтом. Такой сюрприз устроил своим коллегам Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007». Отвечая на упреки оппонентов «Учителя года», которые утверждают, что конкурс - игра или даже заранее отрепетированное мероприятие, он пригласил к доске четырех педагогов и предложил через пару минут показать интегрированный урок на тему «Солнце - основной источник света на Земле». У музыканта Елены Сидоровой, физкультурника Дмитрия Коленецкого, филолога Вячеслава Вахрамеева, математика Татьяны Шушковой занятие получилось блестящим.
Думается, что именно замечательных педагогов имел в виду губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, когда говорил на форуме о главном: «У нашей Вологодской области есть потрясающий ресурс - интеллектуальный. Если мы этот ресурс сможем использовать максимально, он позволит поднять потенциал Вологодчины».

Вологда

фото автора